Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007 по делу n А71-2728/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕМНАДЦАТЫЙ   АРБИТРАЖНЫЙ   АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

№17АП-5857/07-АК

 г. Пермь

 «18» сентября 2007 г.                                                    Дело №А71-2728/2007-А18

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Риб Л.Х., 

судей Савельевой Н.М., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу

Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики

на решение от 03.07.2007г.  по делу № А71-2728/2007-А18

Арбитражного суда Удмуртской Республики,

принятое судьей  Г.П. Буториной

по заявлению Удмуртского Пенсионного банка (Открытое акционерное общество)

к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики

о признании недействительным предписания

при участии:

представители сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились,

У С Т А Н О В И Л:

          В арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось Открытое акционерное общество Удмуртский Пенсионный банк с заявлением о признании недействительным предписания об устранении нарушений требований экологического законодательства №2/ПП от 26.01.2007г., выданного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

  Решением арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.07.2007г.                     заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, полагает, что Общество осуществляет размещение отходов, на него возложены обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформлению паспорта на опасные отходы, организации учета образования и размещения отходов.   

Заявитель представил письменный отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает, считает, что не обязан разрабатывать проект нормативов образования отходов, требования предписания по составлению паспорта отходов и ведению учета образования и размещения отходов также являются неправомерными.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

  Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется. 

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 12.01.2007г. №007-ГК, должностным лицом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики проведена плановая проверка на предмет соблюдения норм природоохранного законодательства Открытым акционерным обществом Удмуртский Пенсионный банк.

По результатам контрольных мероприятий составлен акт от 26.01.2007г., содержащий перечень выявленных проверкой нарушений законодательства (л.д.22).

  На основании акта проверки, контролирующим органом Обществу выдано предписание от 26.01.2007г. №2/ПП, обязывающее организацию выполнить перечисленные в предписании мероприятия по устранению нарушений требований экологического законодательства (л.д. 24). 

  Не согласившись с указанным предписанием, организация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности предписания, обязывающего Банк провести комплекс предусмотренных экологическим законодательством мероприятий, которые данная организация в силу указанного законодательства и специфики своей деятельности проводить не обязана.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп.74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001        N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. N 524).

Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе: перечень опасных отходов, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности для окружающей среды и здоровья человека, а также сведений о составе отходов); копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям (п.5 Положения о лицензировании).

Таким образом, из содержания вышепоименованных нормативных актов следует, что лицензированию подлежит не любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, осуществляемая хозяйствующими субъектами с использованием специальных производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специализированных установок по обезвреживанию опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.

В случае, если в процессе деятельности организации, не обязанной иметь лицензию на право обращения с опасными отходами, образуются опасные отходы, в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация вправе отчуждать такие отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

Из материалов дела следует, что основным видом деятельности Общества является осуществление банковских операций. Деятельность осуществляется в нежилом помещении, пристроенном к общежитию, находящемуся по адресу: г.Ижевск, ул. Петрова, 39/А, а также в офисе Центральный по адресу: г.Ижевск, ул. Горького, 79.

В ходе осуществления Обществом деятельности образуются отходы I, IV, V класса опасности, состоящие из отработанных ртутьсодержащих ламп            (I класс опасности), несортированного мусора от бытовых помещений (IV класс опасности), макулатуры и смета с территории (V класс опасности).

Мусор от бытовых помещений собирается в металлические контейнеры и вывозится сторонними организациями, на основании заключенных между ними и банком договоров, на полигон ТБО.

В соответствии с условиями договора аренды от 01.01.2007г. № ТЦ-7/01 вывоз мусора, образующегося от деятельности офиса банка по адресу: г.Ижевск, ул. Горького, 79 осуществляет ООО ТЦ «Сайгас» (л.д. 29).

На основании договора от 09.01.2007г. №24-25 вывоз мусора из мусоронакопительных контейнеров Банка, расположенных по адресу: г.Ижевск, ул. Петрова, 39/А, на полигон твердых бытовых отходов осуществляет        ООО «Спецтранспорт» (л.д.33).

Также ООО «Спецтранспорт» на основании договора №24-26 от 09.01.2007г. проводит работы по сбору и вывозу отработанных Банком ртутьсодержащих ламп. При этом право собственности на отработанные лампы переходит к Исполнителю (ООО «Спецтранспорт») с момента подписания акта приема-передачи отходов (л.д.36).

ООО «Спецтранспорт» является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Право на осуществление указанной деятельности подтверждается актом гигиенической оценки от 07.11.2005г. №1761 и лицензией №ОТ-46-000375 (18) (л.д.37-40).

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Банка обязанности по лицензированию деятельности по обращению с опасными отходами является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.

Согласно ст. 18 Закона РФ "Об отходах производства и потребления"       в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

  Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации (п.1,2,3 ст. 14 Закона РФ "Об отходах производства и потребления").    

Статьей 15 Закона РФ "Об отходах производства и потребления" установлено, что лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

В силу п.п.1,2 ст.19 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с п. 2 Порядка по заполнению и представлению формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) (утв. Постановлением Росстата от 17 января 2005 г. N 1) сведения по форме     N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" не представляют органы управления, культуры и искусства, физической культуры и спорта, образования и просвещения, страховые и прочие финансово-кредитные организации.

Таким образом, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составлять паспорт опасных отходов, вести учет движения отходов, обеспечить профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами должны юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющее подлежащую лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

На иные лица, в том числе банки и прочие финансово-кредитные организации, деятельность которых не связана с обращением с опасными отходам, такие обязанности не распространяются.

  Поскольку Банком деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не осуществляется (заявитель осуществляет только банковскую деятельность в соответствии с имеющейся лицензией), напротив, материалы дела свидетельствуют о том, что имеющиеся у Общества отходы вывозятся на основании договоров со специализированными организациями, выполнять обязанности, перечисленные в ст.ст. 14,15,18, 19 Закона РФ "Об отходах производства и потребления", заявителю не требуется.

При таких обстоятельствах оспариваемое предписание №2/ПП от 26.01.2007г. об устранении Банком нарушений требований экологического законодательства является незаконным и подлежит отмене.

Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, о правомерности предписания основаны на неправильном толковании норм права

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007 по делу n А50-10084/2004. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу  »
Читайте также