Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 по делу n А50-1365/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

№ 17АП-4438/07-АК

г. Пермь

12 июля 2007 г.                                                        Дело №  А50-1365/2007-А14   

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего Полевщиковой С.Н.,

судей Гуляковой Г.Н., Григорьевой Н.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Аникиной Н.В.,

рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу

Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Пермскому краю  (далее – инспекция, налоговый орган)

на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.05.2007 по делу А50-1365/2007-А14, принятое судьей Ситниковой Н.А.

по заявлению индивидуального предпринимателя Александровой  Ирины  Владимировны (далее – предприниматель) о признании недействительным  решения налогового органа

при участи представителей:

предпринимателя - Осокиной  В.А. /доверенность от 19.01.2007, паспорт серии 57 01 №  522515/,

налогового органа -  Кузнецовой  Е.Л. /доверенность от 16.02.2007 № 04-12/3417/,

                       

У С Т А Н О В И Л:

Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Пермского края (с учетом заявления об уточнении требований) о признании  недействительным решения налогового органа от 27.10.2006 № 10720 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс),  за неполную уплату за 2003-2005 г.: налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме 339 770,8 руб., налога на добавленную стоимость (далее – НДС) -   в сумме  479 671,8 руб., единого социального налога (далее – ЕСН) - в сумме 65 840,72 руб., а также доначисления НДФЛ  в сумме  1699279 руб., пени - в сумме 500 647,25 руб.; НДС - в сумме 2398359,14 руб., пени - в сумме 640 081 руб.; ЕСН -  в сумме  331 569,14 руб. и пени - в сумме 49 076,29 руб.

 Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.05.2007 заявленные требования удовлетворены частично.

Суд признал недействительным решение налогового органа в части доначисления  НДФЛ за 2004 г. в сумме  946 723 руб.. за 2005 г. – в сумме 62 144 руб.. НДС за 2004 г. – в сумме 1308624 руб. и за 2005 г.  – в сумме 895 669 руб., исчисленных от этих сумм пени и штрафов, как не соответствующее Кодексу.

В удовлетворении остальной  части иска отказано.

Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, с учетом представленного заявления в заседание арбитражного апелляционного суда об уточнении апелляционной жалобы, в части доначисления НДФЛ за 2004 г. в сумме 946 723 руб., за 2005 г. - в сумме 62 144 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа, в части доначисления НДС за 2004 г. в сумме 1 308 624 руб., за 2005 г. - в сумме  895 669 руб. и соответствующих сумм пеней, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представителем налогового органа была поддержана апелляционная жалоба по доводам, изложенным в ней.

В судебном заседании представителем налогового органа заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела в качестве дополнительных доказательств следующие документы: копию сопроводительного письма от 31.10.2006 № 10829дсп о направлении материалов выездной проверки индивидуального предпринимателя Александровой И.В.; копию ответа из Кунгурского МРО ОРЧ Управления по налоговым преступлениям ГУВД Пермского  края  от 20.06.2007 № 49/67; копию справки об исследовании от 04.05.2007 № 62; копию объяснения Антипиной О.Б. от 22.05.2007.

Судом данное ходатайство удовлетворено, к материалам дела приобщены документы, поименованные в представленном в письменном виде ходатайстве.

Представитель предпринимателя возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст. 266, п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из обстоятельств дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя, по результатам которой составлен акт от 02.10.2006 № 9580. и вынесено решение от 27.10.2006 № 10720 дсп  о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной, п. 1 ст. 122 Кодекса за неполную уплату НДФЛ, ЕСН, НДС, а также ему доначислены соответствующие налоги и пени.

В частности, основанием для доначисления указанных налогов явились выводы инспекции о неправомерном применении предпринимателем вычетов по НДС и включении в затраты  документально неподтвержденных расходов при совершении операций с несуществующими поставщиками товаров (работ, услуг) – индивидуальными предпринимателями Гордеевым С.С., Орловым С.Т., Левченко Л.А., Алексеевым В.РН., Ермаковым И.П.

Разрешая спор в указанной части, суд исходил из реальности затрат и обоснованности их включения в профессиональные вычеты по НДФЛ, а также права на вычет НДС,  в связи с чем, признал  недействительным решение инспекции в оспариваемой части.

Как видно из материалов дела, предприниматель в проверяемом периоде  являлся плательщиком НДС, НДФЛ, ЕСН.

        Согласно ст. 171 Кодекса  налогоплательщик  имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты. 

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные  налогоплательщику  и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых  для перепродажи.

В силу ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении  налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Вычетам  подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) и при наличии  соответствующих первичных документов.

Согласно ст. 169 Кодекса  документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету, является счет-фактура.

При этом сведения, содержащиеся  в счете-фактуре, предусмотренные  п. 5 ст. 169 Кодекса, должны быть достоверны.

 Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером  организации либо иными лицами, уполномоченными на то  приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени  организации.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного  пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут  являться основанием  для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.02.2005 № 93-О, в силу п. 2 ст. 169 Кодекса в случае, если  выставленный налогоплательщику счет-фактура не содержит четкие и однозначные сведения,  предусмотренные  в п. 5 и 6 той же статьи, в частности данные о налогоплательщике, его поставщике и приобретенных товарах (выполненных работах, оказанных услугах), такая счет-фактура не может являться основанием для принятия  налогоплательщиками к вычету или возмещению сумм НДС, начисленных поставщиками.

На основании данной нормы, соответствие  счета-фактуры  требованиям, установленным п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса,  позволяет определить контрагентов  по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки  (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цена товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую  налогоплательщиком и принимаемую  им далее к вычету.

Таким образом, требование п. 2 ст. 169 Кодекса, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может  представить только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе  предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором  отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные  с необоснованным  возмещением  (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета.

Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов лежит на налогоплательщике  - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно  он выступает  субъектом, применяющим при исчислении  итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

В соответствии со ст. 210, 237 Кодекса налоговая база по НДФЛ, ЕСН  определяется исходя из всех доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

При этом налоговая база может быть уменьшена налогоплательщиками на сумму налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется  в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль  соответствующим  статьям главы 25 Кодекса.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями  осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным  совместным приказом Министерства Финансов Российской Федерации и Министерством по налогам и сборам Российской Федерации от 13.08.2002 № 86н (далее – Порядок).

С учетом  требований п. 9, 10 Порядка, основанием для учета расходов  являются только  первичные учетные  документы, оформленные  в установленном законом порядке.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах: наименование документа (формы); дату составления документа; при оформлении документа от имени: юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН; индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН; физических лиц - фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется; содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц); личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.

Как следует из материалов дела, предприниматель включил в профессиональные налоговые вычеты расходы,  уменьшающие налоговую базу по НДФЛ и ЕСН затраты по приобретению товаров (работ, услуг) индивидуальных предпринимателей Гордеева С.С., Орлова С.Т., Левченко Л.А., Алексеева В.Н., Ермакова И.П. по счетам-фактурам на общую сумму 12 225 008 руб. 55 руб.  и применил вычет по НДС в сумме 2 204 293 руб.

В ходе мероприятий налогового контроля, налоговым органом направлены запросы о проведении встречных проверок данных поставщиков.

В частности, встречными проверками установлено, что индивидуальный предприниматель Левченко Л.А. (ИНН 660177149004) в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Алапаевску  не зарегистрирован (указанный ИНН отсутствует в базе  данных) (том 3 л.д. 26), согласно данным  Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району  г. Перми,  встречную проверку  индивидуального предпринимателя  Ермакова И.П.  провести не представляется возможным, поскольку  данный налогоплательщик   на учете в указанном налоговом органе не состоит, ИНН 590300053930 в Едином государственном реестре отсутствует (том 3 л.д. 27). 

В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации  физическое лицо считается осуществляющим предпринимательскую деятельность в соответствии с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть вторая в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ).

Согласно ст. 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту жительства физического лица.

Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (п. 3).

Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2007 по делу n А50-755/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также