Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2007 по делу n А60-1208/07-С8. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-3251/07-АК г.Пермь 24 мая 2007 года Дело № А60-1208/07-С8 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего: Нилоговой Т.С. судей: Риб Л.Х., Ясиковой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ромашкиной И.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г.Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 марта 2007года по делу № А60-1208/2007-С9, принятое судьей Сафиной Л.Ф. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фарт» к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г.Екатеринбурга о признании незаконным отказа в проведении перерасчета по налогу на игорный бизнес представители сторон участия в судебном заседании не принимали, были извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Фарт» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г.Екатеринбурга (далее – налоговый орган, инспекция) в проведении перерасчета по налогу на игорный бизнес за период с февраля 2005г. по апрель 2006г. и о возложении на налоговый орган обязанности произвести данный перерасчет и осуществить зачет излишне уплаченного налога в сумме 421 250 рублей в счет предстоящих платежей по налогу на игорный бизнес. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.03.2007г. (резолютивная часть решения оглашена 12.03.2007 г.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Инспекция с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой с просьбой отменить решение арбитражного суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе. Обществом представлен письменный отзыв, в котором против доводов апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность и законность принятого судом первой инстанции решения. Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что общество вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением той ставки налога, которая действовала на дату государственной регистрации общества, поэтому налоговый орган своими действиями, выразившимися в отказе обществу произвести зачет излишне уплаченного налога на игорный бизнес за 2005г. и 2006г. в сумме 421 250 рублей в счет уплаты предстоящих платежей по данному налогу, нарушает права и законные интересы общества. Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст. ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 07.11.2006г. обществом были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за налоговые периоды с февраля 2005г. по апрель 2006г., согласно которым налогоплательщиком была применена ставка налога, действовавшая в 2004 году, т.е. на момент государственной регистрации общества в качестве юридического лица (л.д.40-47, 55-114). Вместе с уточненными декларациями обществом было представлено заявление от 07.11.2006 г. о зачете излишне уплаченной суммы налога в размере 335 000 рублей и расчет суммы налога, которая, по его мнению, является излишне уплаченной. По данным налогоплательщика сумма излишне уплаченного налога составила именно 335 000 рублей, в обоснование факта излишне уплаченного налога обществом указано на уплату налога в 2005-2006 годах по завышенным ставкам и на необходимость применения к нему положений ст.9 Федерального закона № 88-ФЗ от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (л.д.19-25). Письмом от 08.12.2006 г. № 09-07/85776 налоговая инспекция отказала в зачете вышеуказанной суммы налога, ссылаясь на то, что статья 9 Федерального закона № 88-ФЗ от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…», утратила силу с 01.01.2005 г. (л.д.14). Удовлетворяя заявленные требования общества и, признавая оспариваемые действия налогового органа незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что обществом верно рассчитан налог на игорный бизнес за период с февраля 2005г. по апрель 2006г., исходя из ставки 3 000 рублей за один игровой автомат, действующей на момент государственной регистрации общества; что право на проведение перерасчета по налогу на игорный бизнес заявителем не утрачена и что имеется реальная переплата налога суме 421 250 рублей. Данные выводы суда первой инстанции не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам. В силу подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ. Статьей 78 НК РФ установлен общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени и штрафа и (или) зачета этих сумм в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам либо погашения недоимки. При решении вопроса о наличии оснований для зачета суммы налога необходимо установить, имеется ли у налогоплательщика реальная переплата по налогу за спорные периоды (421 250 рублей) и является ли спорная сумма излишне уплаченным налогом. Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 г. № 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 01.01.2004 введена в действие глава 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес». В силу ст. 364, 365, 366, 369 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектом налогообложения налогом на игорный бизнес признаются специальное оборудование для проведения азартных игр, в том числе игровой автомат. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат пп. 2 п. 1 ст. 369 НК РФ установлены пределы налоговой ставки: от 1500 до 7500 руб. Из анализа вышеназванных норм следует, что налогоплательщик, начавший деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу гл.29 НК РФ, должен уплачивать налог по ставкам, установленным законодательством субъекта РФ в соответствии с данной главой, независимо от того, когда он был зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Поскольку ООО «Фарт» зарегистрировано в качестве юридического лица с 10.01.2004г. (л.д.11), лицензию на организацию и содержанию тотализаторов и игорных заведений общество получило 17.05.2004г. (л.д.13), то есть после введения в действие главы 29 НК РФ, поэтому налоговый орган правомерно отказал обществу в перерасчете и в зачете излишне уплаченной, по мнению общества, суммы налога на игорный бизнес. Вывод суда первой инстанции о том, что изменение в сторону увеличения ставки налога на игорный бизнес создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими на момент его регистрации условиями, необоснован по следующим основаниям. Абзацем 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. В абзаце 4 пункта 4.1 мотивировочной части Постановления от 19.06.2003 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что норма абзаца 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 88-ФЗ направлена на регулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение указанного периода стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Вместе с тем, обществом не учтено то обстоятельство, что данная гарантия является правом налогоплательщика, и при решении вопроса о распространении такой гарантии на налогоплательщика необходимо определить, создают ли изменения налогового законодательства для него менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими условиями. В данном случае, по мнению суда апелляционной инстанции, изменение законом субъекта РФ ставки налога в предусмотренных Налоговым кодексом РФ пределах не влечет создание менее благоприятных условий налогообложения для ООО «Фарт». Пунктом 1 статьи 1 НК РФ установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Из пункта 1 статьи 17 НК РФ следует, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Главой 29 Налогового кодекса РФ определены все условия налогообложения, установленные пунктом 1 статьи 17 НК РФ, в том числе ставка налога, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ для игровых автоматов в пределах от 1500 руб. до 7500 руб., и предусмотрено установление конкретной ставки налога законами субъекта Российской Федерации в названных пределах. Из Определения Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 г. № 342-О следует, что установление налога субъектом Российской Федерации всегда носит производный характер и является выражением его права самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, а также конкретизировать общие правовые положения федеральных законов, в том числе детально определять субъекты и объекты налогообложения, способы исчисления конкретных ставок и т.д. Таким образом, изменение в сторону увеличения, ставки налога на игорный бизнес, является конкретизацией ставки налога на игорный бизнес субъектом Российской Федерации в пределах ставки определенной в пункте 1 статьи 369 НК РФ, которая в спорном периоде не изменялась. Элементы налогообложения налога на игорный бизнес, в том числе ставка налога, с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 11-П от 19.06.2003 и Определениях N 111-О от 01.07.1999, N 277-О от 05.06.2003, N 445-О от 04.12.2003, оставались неизменны для ООО «Фарт» и составляли предел от 1500 руб. до 7500 руб. Общество, регистрируя деятельность в сфере игорного бизнеса в 2004г., знало обо всех элементах налогообложения налога на игорный бизнес, в том числе о размере ставки налога. Ставки налога на игорный бизнес введены в равных размерах для всех налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса на территории Свердловской области, и не являются дискриминирующими по отношению к их отдельным категориям. Иное заявителем по делу не представлено. Кроме того, суд первой инстанции, разрешая спор по существу, не исследовал вопрос о том, соблюден ли обществом досудебный порядок урегулирования спора в части перерасчета и зачета суммы налога на игорный бизнес в размере 86 250 рублей (421 250 руб. – 335 000 руб.). В соответствии с п. 5 ст. 4 АПК РФ, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка. В силу ст.78 НК РФ зачет сумм налога производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика. В направленном в налоговый орган заявлении на зачет излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес от 07.11.2006г. и приложенном к нему расчете (л.д.19-25), а также в заявлении, приложенному к уточненным декларациям, вместе с расчетами (л.д.40-47) не содержится указания на зачет суммы налога в размере 86 250 рублей. То обстоятельство, что после введения данных уточненных деклараций в лицевом счете общества образовалась «переплата» по налогу в сумме 421 250 рублей, в данном случае не свидетельствует о соблюдении обществом досудебного порядка урегулирования спора о зачете суммы налога в размере 86 250 рублей. Отражение в лицевом счете налогоплательщика переплаты в размере 421 250 рублей само по себе не имеет каких-либо правовых последствий, т.к. карточка лицевого счета является документом внутреннего учета налоговым органом сумм начислений и платежей налогоплательщика. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Таким образом, требования ООО «Фарт» в части признания незаконным отказа налогового органа в зачете суммы налога на игорный бизнес за 2005-2006г.г. в размере 86 250 рублей подлежат оставлению без рассмотрения. На основании вышеуказанного, доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований общества о признании незаконным отказа налоговой инспекции о зачете излишне уплаченного налога на игорный бизнес за 2005-2006г.г. в сумме 335 000 рублей отмене. В соответствии со ст.333.40 НК РФ по иску обществу подлежит возврату госпошлина в сумме 410 рублей в связи с оставлением без рассмотрения части его требований, но поскольку Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2007 по делу n А50-1022/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|