Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2007 по делу n А50-766/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕМНАДЦАТЫЙ   АРБИТРАЖНЫЙ   АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

№17АП-2760/07-АК

 

 г. Пермь

 «7» мая 2007 г.                                                               Дело №А50-766/2007-А9

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Риб Л.Х., 

судей  Осиповой С.П., Нилоговой Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Тухватуллиной Э.Р.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю

на решение от 14.03.2007г.  по делу № А50-766/2007-А9

Арбитражного суда Пермского края,

принятое судьей  И.В. Байдиной

по заявлению индивидуального предпринимателя Воронцовой Л.Н.

к Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю

об оспаривании ненормативного акта

при участии:  

представители сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились,

         

У С Т А Н О В И Л:

В арбитражный суд Пермской области обратился индивидуальный предприниматель Воронцова Л.Н. с заявлением о признании недействительным письма Межрайонной ИФНС России № 2 по Пермскому краю от 20.11.2006г. №2187 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 18 152, 82 руб.

  Решением арбитражного суда Пермского края от 14.03.2007г. требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.

Заявитель представил письменный отзыв с возражениями против доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции законно, обоснованно и отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения предпринимателя в суд с заявлением послужил факт уплаты страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии наемных работников платежными поручениями      от 11.08.2005г. №424, от 29.08.2005г. №446, от 13.09.2005г. №461 на общую сумму 18152,82 руб. на неверный код бюджетной классификации (далее - КБК), в результате чего указанная сумма была зачислена в счет уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии (л.д. 9-14).

Таким образом, у предпринимателя образовалась переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в связи с чем         ИП Воронцова Л.Н. обратилась в инспекцию (заявление от 10.11.2006г.) с просьбой произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 18 152,82 руб., ошибочно перечисленных на другой КБК (л.д. 5).

Письмом № 2187 от 20.11.2006г. инспекция отказала предпринимателю в возврате спорной суммы, ссылаясь на отсутствие у нее полномочий для проведения такого возврата (л.д. 6).

          Полагая, что отказ в возврате образовавшейся переплаты является незаконным, ИП Воронцова Л.Н. обратилась с заявлением в арбитражный суд.

          Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговый орган наделен полномочиями для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, оснований для отказа в возврате переплаты в сумме 18 152,82 руб. у инспекции не имелось.

Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.

          В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее – Закон РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

          Контроль за правильностью исчисления и уплатой данных взносов осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов     (п.1 ст. 25 Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

В п. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

          Поскольку указанный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса РФ, регламентирующие такой порядок.

          В силу пунктов 7, 9 ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

          В пункте 13 ст.78 Налогового кодекса РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в данной статье кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

          Предусмотренный статьей 78 Налогового кодекса РФ порядок зачета (возврата) не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда и целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

          В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» основные источники доходов бюджетов Российской Федерации закреплены согласно приложению 11.1 к настоящему закону за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти Российской Федерации, органами управления государственных внебюджетных фондов, Центральным банком Российской Федерации, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним).

          В приложении 11.1 в качестве администратора поступлений в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии, установлена Федеральная налоговая служба (код 182).

          На основании Приказа ФНС России от 21.04.2006 № САЭ-3-11/247@ «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба» за территориальными органами Федеральной налоговой службы» полномочия администратора доходов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование закреплены за территориальными органами Федеральной налоговой службы РФ.

          Из вышеприведенных нормативных актов следует, что налоговый орган наделен полномочиями для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

          Таким образом, реализация права страхователя на возврат излишне уплаченных страховых взносов может быть осуществлена путем его обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса РФ.

          Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и инспекцией не оспаривается, что у предпринимателя имеется переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 18 152, 82 руб., поэтому требования заявителя по возврату указанной суммы являются правомерными.

          Действия налогового органа, выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченной суммы страховых взносов, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании закона. Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

          С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

                                  

П О С Т А Н О В И Л :

 

  Решение арбитражного суда Пермского края от 14 марта 2007г. по делу А50-766/2007-А9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС РФ №2 по Пермскому краю – без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС РФ №2 по Пермскому краю в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

 Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа  www.fasuo.arbitr.ru .

Председательствующий                                                                   Л.Х. Риб

Судьи                                                                                                 С.П. Осипова                 

                                                                                                            Т.С. Нилогова

                                             

                                                                                                          

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2007 по делу n 17АП-2696/2007-ГК. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также