Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2007 по делу n 17АП-502/2007-ГК. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а

СЕМНАДЦАТЫЙ   АРБИТРАЖНЫЙ   АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Пермь                                                                      Дело № 17АП-502/2007-ГК

14 марта 2007  г.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рубцовой Л.В.

судей Лихачевой А.Н., Романова В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Мосиной И.А.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 ноября 2006 г.

по делу № А60-2626/2006-С1, вынесенное судьей Платоновой Е.А.

при участии:

от истца: не явился, извещен надлежащим образом

от ответчиков (Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Свердловской области, Управления федерального казначейства по Свердловской области): не явились, извещены надлежащим образом

от третьего лица (Финансовое управление в городском округе Первоуральск): не явились, извещены надлежащим образом

    Суд установил:

    Первоуральское производственное муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» обратилось в арбитражный суд Свердловской области о взыскании убытков с Министерства финансов Свердловской области в размере 879 903,99 руб., с Управления федерального казначейства по Свердловской области -  1 584 131,13 руб., понесенных в результате предоставления гражданам льгот в виде скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет собственных средств в период с 1997 по 2004 годы (т.1 л.д. 16-18).

    Решением суда от 27.11.2006 г.  в иске к Министерству финансов Свердловской области и Управлению федерального казначейства по Свердловской области отказано. С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Первоуральского производственного муниципального унитарного предприятия «Водоканал» взысканы убытки в размере 100 928,50 руб. (т.3 л.д. 185-191).

    Не согласившись с решением суда, ответчик - Министерство финансов Российской Федерации - обжалует его по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.

    Законность принятого решения проверена апелляционным судом в порядке ст. 266-268 АПК РФ в пределах апелляционной жалобы. Из  материалов дела усматривается, что ПП МУП «Водоканал» причинены убытки в связи с финансированием расходов, связанных с реализацией Федеральных законов «О донорстве крови и ее компонентов» - в течение 1997-2004 г. в сумме 541 265,53 руб., Таможенного кодекса – за 2000-2002 г.г. в сумме 2934,71 руб., ФЗ «О федеральных органах налоговой полиции» - за 2001-2002 г. в сумме 8314,10 руб., ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» - за 2002-2004 г. в сумме 659 861,78 руб., «О прокуратуре» - за 2002 г. в сумме 7585,51 руб., Указа Президента РФ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» -  за 2000-2002 г.г. в сумме 364169,49 руб., осуществляемых из федерального бюджета. Кроме того, финансированием расходов, связанных с реализацией Федеральных законов «О статусе военнослужащих» - за 2001-2002 г.г. в сумме 176 533,64 руб., «О социальной защите инвалидов в РФ» - за 2002 г. в сумме 625 019,23 руб., «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - за 2002 г. в сумме 65 946,09 руб., «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и Полным кавалерам ордена Трудовой славы» - за 2002 г., 2004 г. в сумме 12 405,03 руб., «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и Полных кавалеров ордена Славы», осуществляемых из областного бюджета. Данные обстоятельства побудили истца обратиться в арбитражный суд. 16.06.2006 г. истец уточнил исковые требования в связи с оплатой Министерством финансов Свердловской области задолженности по ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» за 2002-2004 г. в сумме 659 861,78 руб. и просит взыскать с Министерства финансов Свердловской области 879 903,99 руб., с Управления Федерального казначейства по Свердловской области 924 269,35 руб.

   Министерство финансов Российской Федерации, обжалуя решение суда, ссылается на то, что не согласно в части взыскания с него за счет казны Российской Федерации суммы 8 281,55 руб. в том числе по ФЗ « О донорстве крови и ее компонентов» за 2004 г. суммы 4 206,97 руб., по ФЗ « О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» за 2004 г. суммы 1 889,75 руб., по ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» за 2004 г. суммы 2 184,83 руб. Заявитель жалобы считает, что материалами дела не подтверждается неправомерность действий и бездействий Минфина России, а суд не принял во внимание представленные ответчиком доказательства виновности финансовых органов Свердловской области и местного самоуправления. С  2004 г. расходы по предоставлению льгот, установленных вышеуказанными законами, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ на 2004 г., а в последующем РФ компенсировала затраты за счет средств федерального бюджета. В 2004 г. Свердловской области на эти цели выделялись денежные средства даже в большем размере, чем требовалось, что подтверждается представленными документами. Таким образом, надлежащими ответчиками будут являться Министерство финансов Свердловской области и Финансовое управление муниципального образования «город Первоуральский» Свердловской области.

   Также заявитель жалобы указывает на то, что первичные документы, подтверждающие факт предоставления льгот, истцом не представлены. Материалами дела подтверждается неправомерность предоставления льгот  некоторым категориям лиц. Таким образом, факт освобождения от  оплаты водоснабжения в размере 4 807,99 руб. по законам «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы» и «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой  Славы» истцом не доказан.

    Данные факты, по мнению заявителя жалобы, являются безусловным основанием для отмены решения в данной части. Кроме того, заявитель представил дополнение к апелляционной жалобе, в котором указывает на то, что оспариваемая сумма даже в большем размере по платежному поручению № 164 от 13.12.2006 г. и № 172 от 14.12.2006 г. Министерством финансов Свердловской области  истцу выплачена.

    Пересмотрев материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а  решение суда - изменению в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации суммы 8 281,55 руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2004 N 426 утверждены «Правила предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Правила). В соответствии с пунктом 2 Правил расходы, связанные с реализацией статьи 11 указанного Закона, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год.

В пункте 3 Правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объема финансирования расходов на эти цели, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации, и на основании ежеквартальных отчетов финансовых органов субъектов Российской Федерации о фактически произведенных расходах, а также данных о количестве граждан, которым предоставлены указанные льготы.

Федеральным законом от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г.» в Приложении 7 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2004 г.» была предусмотрена субвенция бюджетам субъектов РФ в размере 1 110 485,0 тыс.руб. На эти цели в Свердловскую область поступило 10 187 630,18 руб. Факт перечисления денежных средств подтверждается Актом сверки расчетов по межбюджетным отношениям между УФК по Свердловской области и Министерством финансов Свердловской области по состоянию на 01.01.2005 г. Кроме того, в соответствии с выписками Лицевого счета распорядителя средств Минфина Свердловской области № 01000746780 за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г., по состоянию на 25.02.2005 г. на счете оставался нераспределенный остаток денежных средств на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных ст. 11 Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов» в размере 614 451,56 руб. Следовательно, оснований возлагать ответственность на Министерство финансов Российской Федерации по причине недостаточного финансирования (или отсутствия финансирования) неправомерно.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 333 были утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".

Согласно п. 1 указанных Правил расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002 г.

Правила предусматривают следующий порядок предоставления субвенций на эти цели: предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов РФ в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных средств, субвенции зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ, открытые в органах федерального казначейства по коду "Субвенции", органы федерального казначейства перечисляют субвенции на балансовый счет "Средства бюджетов субъектов РФ", уведомляя финансовые органы субъектов РФ о поступлении указанных средств, финансовые органы субъектов РФ представляют в органы федерального казначейства документы, подтверждающие произведенные за счет средств бюджетов субъектов РФ расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях.

Постановлениями Правительства РФ от 10.02.2003 г. № 85 и от 14.02.2004 г. № 80 действие данного Постановления было продлено на 2003-2004 гг.

В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г.» № 186-ФЗ в Приложении 7 была предусмотрена субвенция бюджетам РФ в размере 200 000,0 тыс. руб. Из областного закона от 15.07.2005 г. № 66-03 «Об исполнении закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2004 г.» следует, что сумма средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию указанных законов составила 660 тыс. рублей. Согласно данному закону субвенция, выделенная в 2004 г. из федерального бюджета в Свердловскую область на реализацию Федеральных законов «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы», «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» составила сумму 1 459,1 тыс. руб., что составляет 221 % от запланированного. Данные обстоятельства также подтверждаются Актом сверки расчетов  по межбюджетным отношениям между УФК по Свердловской области и Минфином Свердловской области по состоянию на 01.01.2005 г.

Таким образом, надлежащим ответчиком в части задолженности по закону «О статусе Героев Советского союза…» и «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда…» является Министерство финансов Свердловской области.

     Кроме того, согласно документам, приложенным истцом к отзыву на апелляционную жалобу, а также платежным поручениям, приложенным Министерством финансов Российской Федерации к дополнению на апелляционную жалобу, Министерство финансов Свердловской области признало  вышеуказанную задолженность и погасило ее.

    Таким образом, оснований для взыскания указанных убытков с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации не имеется. Обязательства Министерства финансов Свердловской области также считаются исполненными в связи с погашением задолженности.

    Решение суда первой инстанции подлежит изменению согласно п.3 ч.1 ст. 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

     Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд                            

                                               ПОСТАНОВИЛ:

 Решение арбитражного суда Свердловской области от 27 ноября 2006 г. по делу № А60-2626/06-С1 изменить.

 Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Первоуральского производственного муниципального унитарного предприятия «Водоканал» убытки в размере 92 646 руб. 97 коп.

 В удовлетворении остальной части иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.

 В остальной части решение оставить без изменения.

   Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке через Арбитражный суд Свердловской области.

     Председательствующий                                                                 Л.В. Рубцова

     Судьи                                                                                              А.Н.Лихачева

В.А.Романов

 

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2007 по делу n 17АП-403/07-АК. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также