Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу n А50-8426/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/аСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-6490/2008-АК
г. Пермь 16 сентября 2008 года Дело № А50-8426/2008 Резолютивная часть постановления оглашена 15 сентября 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О.Г., судей Сафоновой С.Н., Борзенковой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатовой О.С., при участии: от заявителя ЗАО «Горсельстрой» Федотов А.А. (паспорт 5703 419467, доверенность №14 от 25.03.2008 г.), от ответчика ИФНС России по Ленинскому району г. Перми Бубнович В.В. (удостоверение УР №346766, доверенность от 09.01.2008 г.), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ЗАО «Горсельстрой» на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.07.2008 года по делу № А50-8426/2008, принятое судьей Цыреновой Е.Б., по заявлению ЗАО «Горсельстрой» к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми о признании недействительным ненормативного акта
установил: ЗАО «Горсельстрой» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Перми (далее - налоговый орган, инспекция) №04-07/03001 от 31.03.2008 г. в части доначисления НДС в сумме 814 379 руб., соответствующих пени, доначисления налога на прибыль в сумме 789 304 руб., соответствующих пени. Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.07.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой считает решение вынесенным с нарушением норм материального права, так как нарушение контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгод. Документы, представленные в подтверждение затрат, не оформленные в соответствии с законодательством, не свидетельствуют о факте безвозмездного приобретения товара (услуги). Погашение векселей ранее даты их передачи в оплату за оказанные услуги не является основанием для отказа в предоставлении вычета. Налоговым органом представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому доводы апелляционной жалобы заявителя считает несостоятельными в силу отсутствия у контрагента правоспособности и соответственно недостоверностьи представленных документов. В судебном заседании представители сторон доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме. Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены в порядке ст.266 АПК РФ. Как следует из материалов дела, ЗАО «Горсельстрой» 24.01.2003 г. заключен договор субподряда с ООО «Бизнес – Фонд» на выполнение строительно – монтажных работ на объектах ЗАО «Горсельстрой». В адрес заявителя выставлены счета – фактуры на сумму 4 988 178 руб., в том числе НДС – 783 871 руб., денежные средства за выполненные работы в полном объеме перечислены на счета ООО «Прогресс – 2» и ООО «Прогресс – Строй» по указанию ООО «Бизнес – Фонд» в счет взаиморасчетов за поставку товаров. Основанием для начисления налогов явились выводы инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком вычетов по НДС и уменьшением налогооблагаемой прибыли на сумму расходов по операции с несуществующим контрагентом. Также налоговым органом доначислен НДС по сделкам с ООО «Рилтек» и ООО «Компания Анвира», поскольку оплата произведена погашенными векселями. Полагая, что оспариваемое решение инспекции вынесено с нарушением закона, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Арбитражный суд Пермского края, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недостоверности сведений, представленных в первичных документах, при подтверждении непоступления налога в бюджет и отсутствии должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента, По сделкам с ООО «Рилтек» и ООО «Компания Анвира» судом на основании доказанности расчетов погашенными векселями сделан вывод о неподтверждении права на вычет при отсутствии факта реального несения расходов по оплате НДС указанным контрагентам. Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части по следующим основаниям. В соответствии с положениями п. 1 ст. 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций". На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами понимаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ (в редакции действующей в оспариваемый период) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. В п. 1 ст. 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов. Таким образом, необходимыми условиями для применения налоговых вычетов в рассматриваемом периоде (2004 г.) по приобретенным товарам (работам, услугам) являются: приобретение товаров (работ, услуг) в производственных целях либо для перепродажи; оплата товаров (работ, услуг) с учетом НДС; оприходование (постановка на учет) товаров (работ, услуг); наличие счета-фактуры, оформленного с соблюдением требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, и первичных документов, подтверждающих реальность названных хозяйственных операций. Налоговым органом отказано в предоставлении вычетов по НДС в сумме 783 871 руб. и доначислен налог на прибыль в размере 789 304 руб. по контрагенту ООО «Бизнес – Фонд». Основанием к доначислению соответствующих налогов послужили результаты контрольных мероприятий, в соответствии с которыми установлено отсутствие регистрации ООО «Бизнес – Фонд» в ЕГРЮЛ, в связи с чем не установлена правоспособность юридического лица. ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми на запрос о предоставлении информации об ООО «Бизнес – Фонд» ИНН 5903060255 представлено письмо (т.4 л.д. 66), подтверждающее отсутствие регистрации указанной организации в ЕГРЮЛ. В подтверждение наличия достаточной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента обществом представлена копия лицензии ООО «Бизнес – Фонд» на производство строительных работ 103253, регистрационный номер ГС-4-59-02-03-0-5903060255-004632-2 от 28.09.2002 г. Налоговым органом направлен запрос в Пермский филиал ГУ «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России» о проверке факта выдачи указанной лицензии (т.3 л.д. 1-2). В результате полученного ответа установлено, что ООО «Бизнес – Фонд» ИНН 5903060255 в реестре лицензий Федерального агентства по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству не значится, представленная копия лицензии никогда не выдавалась, сведения о бланке лицензии Д103253 в базе ПФ ФГУФЛЦ отсутствуют, указанный регистрационный номер не существует, кроме того, представленный образец лицензии сдержит неточности в содержащейся информации. Также инспекцией направлен запрос в Департамент планирования и развития территории г. Перми на предмет установления обязательности указания в акте приемки законченного строительства всех субподрядных организаций, принимающих участие в строительстве жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. 25 Октября, 72 (т.3 л.д. 3-4). В результате предоставленной информации установлена обязательность указания в акте приемки законченного строительством объекта перечня субподрядных организаций. Согласно представленному перечню в списке организаций ООО «Бизнес - Фонд» отсутствует. В силу правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П, а также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, установленный законодательством о налогах и сборах порядок возмещения НДС из бюджета распространяется только на добросовестных налогоплательщиков. Данный вывод означает необходимость проверки достоверности сведений, содержащихся в счете-фактуре. Установление законодателем правил о налоговых вычетах при уплате НДС обусловлено принципом справедливости налогообложения. При проведении проверки налоговым органом установлено несоответствие предъявленных счетов – фактур требованиям ст. 169 НК РФ. В силу ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса. В п. 2 ст. 169 НК РФ законодатель императивно установил, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных налогоплательщику сумм НДС к вычету или возмещению. Налоговый орган вправе отказать в возмещении налога, если сумма заявленных налогоплательщиком вычетов не подтверждена надлежащими документами, либо выявлена недобросовестность налогоплательщика при совершении операций, в отношении которых заявлены вычеты. В соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны, в том числе, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя. Так как судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами встречных налоговых проверок отсутствие контрагента общества на налоговом учете, судом первой инстанции правомерно установлено несоответствие требованиям ст.169 НК РФ представленных в материалы дела счетов-фактур, содержащих недостоверные данные о юридическом лице – ООО «Бизнес – Фонд». В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица. Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган, соответственно, по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации (п. 3 ст. 84 Кодекса). В силу п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Таким образом, ИНН присваивается после государственной регистрации юридического лица и постановки на налоговый учет. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" документы, относящиеся Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу n А60-8336/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|