Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу n А50-8426/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6490/2008-АК

 

г. Пермь

16 сентября 2008 года                                                       Дело № А50-8426/2008­­

Резолютивная часть постановления оглашена 15 сентября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2008 года. ­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О.Г.,

судей Сафоновой С.Н., Борзенковой И.В.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатовой О.С.,                  

при участии:

от заявителя ЗАО «Горсельстрой» Федотов А.А. (паспорт 5703 419467,  доверенность №14 от 25.03.2008 г.), 

от ответчика ИФНС России по Ленинскому району г. Перми Бубнович В.В. (удостоверение УР №346766, доверенность от 09.01.2008 г.),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ЗАО «Горсельстрой»

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 18.07.2008 года

по делу № А50-8426/2008,

принятое судьей Цыреновой Е.Б.,                      

по заявлению ЗАО «Горсельстрой»

к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми

о признании недействительным ненормативного акта

 

установил:

ЗАО «Горсельстрой» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Ленинскому району г.  Перми (далее - налоговый орган, инспекция) №04-07/03001 от 31.03.2008 г. в части доначисления НДС в сумме 814 379 руб., соответствующих пени, доначисления налога на прибыль в сумме 789 304 руб., соответствующих пени.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.07.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой считает решение вынесенным с нарушением норм материального права, так как нарушение контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгод. Документы, представленные в подтверждение затрат, не оформленные в соответствии с законодательством, не свидетельствуют о факте безвозмездного приобретения товара (услуги). Погашение векселей ранее даты их передачи в оплату за оказанные услуги не является основанием для отказа в предоставлении вычета.

Налоговым органом представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому доводы апелляционной жалобы заявителя считает несостоятельными в силу отсутствия у контрагента правоспособности и соответственно недостоверностьи представленных документов.

В судебном заседании представители сторон доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены в порядке ст.266 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Горсельстрой» 24.01.2003 г. заключен договор субподряда с ООО «Бизнес – Фонд» на выполнение строительно – монтажных работ на объектах ЗАО «Горсельстрой». В адрес заявителя выставлены счета – фактуры на сумму 4 988 178 руб., в том числе НДС – 783 871 руб., денежные средства за выполненные работы в полном объеме перечислены на счета ООО «Прогресс – 2» и ООО «Прогресс – Строй» по указанию ООО «Бизнес – Фонд» в счет взаиморасчетов за поставку товаров.

Основанием для начисления налогов явились выводы инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком вычетов по НДС и уменьшением налогооблагаемой прибыли на сумму расходов по операции с несуществующим контрагентом.

Также налоговым органом доначислен НДС по сделкам с ООО «Рилтек» и ООО «Компания Анвира», поскольку оплата произведена погашенными векселями.

Полагая, что оспариваемое решение инспекции вынесено с нарушением закона, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражный суд Пермского края, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недостоверности сведений, представленных в первичных документах, при подтверждении непоступления налога в бюджет и отсутствии должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента,

По сделкам с ООО «Рилтек» и ООО «Компания Анвира» судом на основании доказанности расчетов погашенными векселями сделан вывод о неподтверждении права на вычет при отсутствии факта реального несения расходов по оплате НДС указанным контрагентам.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав

нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части по следующим основаниям.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций".

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами понимаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ (в редакции действующей в оспариваемый период) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В п. 1 ст. 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы

налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, необходимыми условиями для применения налоговых вычетов в рассматриваемом периоде (2004 г.) по приобретенным товарам (работам, услугам) являются: приобретение товаров (работ, услуг) в производственных целях либо для перепродажи; оплата товаров (работ, услуг) с учетом НДС; оприходование (постановка на учет) товаров (работ, услуг); наличие счета-фактуры, оформленного с соблюдением требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, и первичных документов, подтверждающих реальность названных хозяйственных операций.

Налоговым органом отказано в предоставлении вычетов по НДС в сумме 783 871 руб. и доначислен налог на прибыль в размере 789 304 руб. по контрагенту ООО «Бизнес – Фонд». Основанием к доначислению соответствующих налогов послужили результаты контрольных мероприятий, в соответствии с которыми установлено отсутствие регистрации ООО «Бизнес – Фонд» в ЕГРЮЛ, в связи с чем не установлена правоспособность юридического лица.

ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми на запрос о предоставлении информации об ООО «Бизнес – Фонд» ИНН 5903060255 представлено письмо (т.4 л.д. 66), подтверждающее отсутствие регистрации указанной организации в ЕГРЮЛ.

В подтверждение наличия достаточной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента обществом представлена копия лицензии ООО «Бизнес – Фонд» на производство строительных работ 103253, регистрационный номер ГС-4-59-02-03-0-5903060255-004632-2 от 28.09.2002 г.

Налоговым органом направлен запрос в Пермский филиал ГУ «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России» о проверке факта выдачи указанной лицензии (т.3 л.д. 1-2). В результате полученного ответа установлено, что ООО «Бизнес – Фонд» ИНН 5903060255 в реестре лицензий Федерального агентства по строительству и жилищно – коммунальному хозяйству не значится, представленная копия лицензии никогда не выдавалась, сведения о бланке лицензии  Д103253 в базе ПФ ФГУФЛЦ отсутствуют, указанный регистрационный номер не существует, кроме того, представленный образец лицензии сдержит неточности в содержащейся информации.

Также инспекцией направлен запрос в Департамент планирования и развития территории г. Перми на предмет установления обязательности указания в акте приемки законченного строительства всех субподрядных организаций, принимающих участие в строительстве жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. 25 Октября, 72 (т.3 л.д. 3-4). В результате предоставленной информации установлена обязательность указания в акте приемки законченного строительством объекта перечня субподрядных организаций. Согласно представленному перечню в

списке организаций ООО «Бизнес  - Фонд» отсутствует.

В силу правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П, а также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, установленный законодательством о налогах и сборах порядок возмещения НДС из бюджета распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.

Данный вывод означает необходимость проверки достоверности сведений, содержащихся в счете-фактуре.

Установление законодателем правил о налоговых вычетах при уплате НДС обусловлено принципом справедливости налогообложения.

При проведении проверки налоговым органом установлено несоответствие предъявленных счетов – фактур требованиям ст. 169 НК РФ. 

В силу ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса.

В п. 2 ст. 169 НК РФ законодатель императивно установил, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных налогоплательщику сумм НДС к вычету или возмещению.

Налоговый орган вправе отказать в возмещении налога, если сумма заявленных налогоплательщиком вычетов не подтверждена надлежащими документами, либо выявлена недобросовестность налогоплательщика при совершении операций, в отношении которых заявлены вычеты.

В соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны, в том числе, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.

Так как судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами встречных налоговых проверок отсутствие контрагента общества на налоговом учете, судом первой инстанции правомерно установлено несоответствие требованиям ст.169 НК РФ представленных в материалы дела счетов-фактур, содержащих недостоверные данные о юридическом лице – ООО «Бизнес – Фонд».

В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами

деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица.

Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган, соответственно, по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации (п. 3 ст. 84 Кодекса).

В силу п. 7 ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Таким образом, ИНН присваивается после государственной регистрации юридического лица и постановки на налоговый учет.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" документы, относящиеся

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу n А60-8336/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также