Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А50-6319/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-6302/2008-АК
г. Пермь 11 сентября 2008 года Дело № А50-6319/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 11.09.2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С. Н., судей Грибиниченко О.Г., Гуляковой Г.Н., при ведении протокола судебного заседания Шатовой О.С., при участии: от заявителя ОАО «УРАЛСИБ»: представителя Кургановой Е.В. (паспорт 5704 № 124546, доверенность от 14.03.2008 № 198/15), от заинтересованного лица ИФНС России по Ленинскому району г. Перми: представителя Носкова А.А. (удостоверение УР № 348416, доверенность от 09.01.2008), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по Ленинскому району г. Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 03 июля 2008 года по делу № А50-6319/2008, принятое судей Мухитовой Е.М., по заявлению ОАО «УРАЛСИБ» к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми о признании недействительным решения налогового органа, установил: ОАО «Банк УРАЛСИБ» (далее – заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Перми (далее – инспекция, налоговый орган) от 18.01.2008 № 17/016 о привлечении филиала ОАО «УРАЛСИБ» в г. Перми к налоговой ответственности по п. 1 ст. 135 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.07.2008 заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, так как оно вынесено с нарушением норм материального права. Инспекция указывает, что отсутствие в поле «Назначение платежа» наименования «НДФЛ», «пени по НДФЛ» не может являться основанием для неисполнения инкассового поручения, поскольку из КБК указанного в поучении у Банка имелась возможность идентифицировать вид обязательного платежа. Налоговый орган также считает неправомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, установленного п. 1 ст. 135 НК РФ, на том основании, что решение инспекции о взыскании налогов и сборов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика от 20.08.2007, по которому выставлены инкассовые поручения, признано недействительным. Банк вправе осуществляет проверку инкассового поручения только по формальным признакам, а не на предмет его законности. В судебном заседании инспекция доводы апелляционной жалобы поддержала, на отмене судебного акта настаивала. Представитель инспекции устно заявил о снятии ранее заявленного письменного ходатайства от 04.08.2008 № 13-18/14009 о приобщении к материалам дела документов, приложенных к апелляционной жалобе, поскольку указанные документы имеются в материалах дела. Ходатайство о приобщении документов, приложенных к апелляционной жалобе, судом не рассматривается в связи с отказом от его поддержания инспекцией. Заявитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 28.11.2007 специалистом отдела урегулирования задолженности ИФНС России по Ленинскому району г. Перми составлен Акт № 17/273дсп об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (л.д. 15-18). 18.01.2008 принято решение № 17/016 дсп о привлечении ОАО «УРАЛСИБ» в лиц филиала Банка в г. Перми к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 135 НК РФ, за неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ поручения налогового органа о перечислении сумм налога и пени (инкассовые поручения от 03.09.2007 № 34194, 34195) в виде взыскания штрафа в размере 77 193,49 руб. Полагая, что указанное решение принято инспекцией без законных оснований, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным. При рассмотрении дела суд первой инстанции исходил того, что клиент Банка – ООО «Камские грузовые перевозки» признан банкротом, в отношении него введено конкурсное производство, в связи с чем у банка возникало право на проверку правомерности взыскания по формальным признакам в целях квалификации подлежащего исполнению требования как текущее на основании имеющихся в инкассовом поручении данных. Поскольку содержащиеся в инкассовых поручениях сведения не позволяли отнести платежи к текущим, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав привлечение Банка к налоговой ответственности по п. 1 ст. 135 НК РФ необоснованным. Указанные выводы суда являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права. В силу п. 1 ст. 135 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога или сбора, а также пени и штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки. В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 46 НК РФ). Пунктом 1 ст. 60 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) установлена обязанность банка исполнять поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - поручение налогового органа) за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа (п. 3 ст. 60 НК РФ). При этом из содержания пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), следует, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Согласно пункту 12.9 Положения о безналичных расчетах в Российской федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 03.10.2002 № 2-П, банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании имеющихся в инкассовом поручении данных. Из положений пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» следует, что поскольку с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан в инкассовом поручении указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога). Банк не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, основанные на доводах о неверном указании налоговым органом в поручении суммы задолженности или периода ее возникновения, однако он осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании имеющихся в инкассовом поручении данных. Инкассовое поручение, не содержащее соответствующих данных, подлежит возврату банком налоговому органу. Соответствующая правовая позиция изложена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 № 17716/07. Из материалов дела следует, инспекцией принято решение от 20.08.2007 № 19443 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика - ООО «Камские грузовые перевозки» за счет денежных средств. На основании указанного решения в Банк направлены инкассовые поручения №№ 34194, 34195 от 03.09.2007, поступившие в Банк 12.09.2007, о перечислении 1 107 364,02 руб. и 888 817,61 руб. соответственно. Назначением платежа в инкассовых поручениях указано «Выписано по решению ИФНС России по ленинскому району г. Перми о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках № 19443 от 20.08.2007 на основании ст. 47 НК РФ (Закона № 146-ФЗ от 31.07.1998)». Указанные соответствующие КБК. Иных данных, непосредственно касающихся взыскиваемой недоимки (пеней), в поручениях не содержится. Названные инкассовые поручения помещены банком в картотеку, при этом на расчетном счете налогоплательщика имелись денежные средства в размере 1 652 740,89 руб. Основанием для неисполнения инкассовых поручений стали выводы Банка о том, что из имеющейся в инкассовых поручениях информации невозможно сделать вывод о том, что взыскиваемая в порядке ст. 46 НК РФ недоимка относится к текущим платежам. Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 14.04.2008 по делу А50-1834/2008 по заявлению конкурсного управляющего ООО «Камские грузовые перевозки» решение инспекции о взыскании задолженности за счет денежных средств от 20.08.2007 № 19443 признано недействительным как несоответствующее НК РФ (л.д. 20-24). Основанием для принятия названного судебного акт стал вывод о пропуске инспекцией срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для внесудебного взыскания. Указанные выводы поддержаны судом апелляционной инстанции в постановлении от 20.06.2008 № 17АП-1834/2008-АК. Доводы инспекции о том, что указанный судебный акт по делу А50-1834/2008 не имеет преюдициального значения, отклоняется апелляционным судом. Факт незаконности принятого инспекцией решения судом принят во внимание в соответствии с ч. 8 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), а не как обстоятельство, не требующее доказывания вновь, в силу положений ч. 2 ст. 69 АПК РФ. Таким образом, по существу Банком не исполнена обязанность по перечислению денежных средств по инкассовым поручениям, выставленным на основании незаконного акта налоговым органом. Также являются обоснованными выводы Банка о недостаточности сведений, содержащихся в инкассовых поручениях, для отнесения взыскиваемых платежей к текущим. Факт нахождения ООО «Камские грузовые перевозки» в состоянии конкурсного производства на момент направления инкассовых поручений подтверждается материалами дела и инспекцией не оспаривается. Суд апелляционной инстанции принимает доводы инспекции о том, что указанные в инкассовых поручениях КБК позволяет установить налог, по которому взыскивается недоимка. Между тем, данных о дате окончания налогового периода и сроке уплаты налога в отношении недоимки, взыскиваемой в бесспорном порядке, в инкассовых поручениях не имеется (л.д. 95, 96), соответственно поручения правомерно не были исполнены филиалом Банка. Доводы инспекции о том, что ранее Банком исполнялись инкассовые поручения, оформленные подобным образом, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, как обстоятельства, не относящиеся к рассматриваемому спору. При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, в действиях банка отсутствует состав правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 135 НК РФ. Оснований для отмены решения суда от 03.07.2008 и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает. Поскольку заявителю апелляционной жалобы предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины, с учетом результатов рассмотрения дела и ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, госпошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей подлежит взысканию с инспекции в федеральный бюджет. На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края то 03.07.2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Взыскать с ИФНС России по Ленинскому району г. Перми госпошлину по апелляционной жалобе в федеральный бюджет 1000 (одну тысячу) рублей. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий С. Н. Сафонова Судьи Г.Н. Гулякова О.Г Грибиниченко Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу n А60-7850/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|