Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу n А50-8015/2007. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Иск удовлетворить частично

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-131/2008-ГК

 

г. Пермь

10 сентября 2008 года                                                   Дело № А50-8015/2007

­­

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Зелениной Т.Л.,

судей                                  Усцова Л.А., Лихачевой А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Шилонцевой В.А.

при участии:

от истца – Подпалый Ю.В. (удостоверение № 29 от 08.12.06, доверенность от 09.01.08)

от ответчика Администрации города Перми – Голиков Ю.С. (удостоверение №1437 от 30.10.07, доверенность от 29.12.07), Попов Д.И. (удостоверение № 1233 от 05.03.07, доверенность от 27.12.07),

от ответчика МУ «Управление строительства города Перми» - Петрих О.А. (удостоверение №  019 от 28.04.08, доверенность от 25.04.08),

от ответчика Департамента финансов администрации города Перми – Зеленин О.А. (паспорт 5704 349100, доверенность в деле),

от ответчика Муниципального образования город Пермь в лице Департамента планирования и развития территории города Перми  - Голиков Ю.С. (удостоверение № 1437 от 30.10.07, доверенность от 28.12.07),

от третьих лиц – представители не явились,

рассмотрев в судебном заседании арбитражное дело

по иску Территориального управления Росимущества по Пермскому краю

к ответчикам Администрации города Перми, Муниципальному учреждению «Управление строительства города Перми», Департаменту финансов администрации города Перми,  Муниципальному образованию город Пермь в лице Департамента планирования и развития территории города Перми,

третьи лица: Министерство обороны РФ в лице Пермской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа, Управление казначейства  Департамента финансов администрации города Перми,

о взыскании убытков, 

установил:

Территориальное управление Росимущества по Пермскому краю (истец) обратилось в арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации города Перми, Департаменту финансов администрации города Перми, Муниципальному учреждению «Управление строительства города Перми» (ответчики) о взыскании на основании ст. 12, 15, 16, 1064, 1069, 1082 ГК РФ убытков в размере 39 553 545 руб., причиненных в результате принятия постановления Администрации  г. Перми от 11.02.05 № 246.

На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны РФ в лице Пермской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа, Управление казначейства  Департамента финансов администрации города Перми.

В порядке ст. 49 АПК РФ предмет иска истцом изменен, истец просил взыскать убытки в сумме 39 553 545 руб., причиненные в результате принятия постановления Администрации г. Перми от 11.02.05 № 246 незаконным сносом принадлежащих на праве собственности Российской Федерации объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Горького, 64а, с Муниципального учреждения «Управление строительства города Перми». В случае недостаточности у Муниципального учреждения «Управление строительства города Перми» денежных средств, привлечь к субсидиарной ответственности муниципальное образование «город Пермь» в лице Администрации г. Перми и Департамента финансов администрации г. Перми.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.12.07 (резолютивная часть от 03.12.07)  исковые требования удовлетворены, с  Муниципального учреждения «Управление строительства города Перми» в доход федерального бюджета  взысканы убытки в сумме 39 553 545 руб., причиненные в результате принятия постановления Администрации г. Перми от 11.02.05 № 246 незаконным сносом принадлежащих на праве собственности Российской Федерации объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Горького, 64а. В случае недостаточности у Муниципального учреждения «Управление строительства города Перми» денежных средств к субсидиарной ответственности привлечены муниципальное образование «город Пермь» в лице Администрации г. Перми и Департамента финансов администрации г. Перми.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.08 решение арбитражного суда Пермского края от 07.12.07 отменено на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ. Апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, к участию в деле  в качестве ответчика привлечено Муниципальное образование город Пермь в лице Департамента планирования и развития территории города Перми.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец просил взыскать убытки в размере 39 553 545 руб. на основании ст. 1064, 1069 ГК РФ, пояснил, что на месте объектов построена дорога, ответственность за снос объектов лежит на всех ответчиках, представленный ответчиком оценочный отчет, заключение эксперта не являются надлежащими доказательствами, поскольку оценка имущества, находящегося в федеральной собственности, должна производиться на основании договора, заключенного представителем собственника.

Ответчики исковые требования в заявленной сумме не признали. Представитель Администрации г. Перми указал, что в  размер убытков не может включаться стоимость земельного участка, участок является федеральной собственностью, его изъятия не производилось, какие-либо муниципальные объекты на этом участке не зарегистрированы, представленный ответчиками отчет об оценке и заключение эксперта  являются надлежащими доказательствами, производство оценки при возмещении убытков исключительно представителем собственника  законом не предусмотрено, департамент финансов и администрация города не являются ни непосредственными причинителями вреда, ни распорядителями бюджетных средств, перечень распорядителей  бюджетных средств установлен сводной бюджетной росписью. Представитель Муниципального учреждения «Управление строительства города Перми» пояснил, что управление выполняло функции заказчика строительства, строительные работы не производило и спорные объекты не сносило.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции не явились, отзывы на исковое заявление  не представили.

Из материалов дела следует:

По акту № 519 от 09.03.1948 Управлением благоустройства Молотовского горисполкома Квартирно-эксплуатационной части  Молотовского района  для строительства и дальнейшей эксплуатации передан земельный участок площадью 6,91 га в квартале № 161 и 161а между улицами М. Горького и Н. Островского, улицами Краснова и Свободной Сталинского района г. Молотова, в границах, обозначенных на прилагаемом к акту плане.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 29.08.03 № 3803-р за Пермской квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России закреплено находящее у нее на учете имущество согласно приложению, в том числе здания диспетчерской и хранилищ, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Максима Горького, д. 64 а.

Постановлением Администрации г. Перми от 11.02.05 № 246 муниципальному учреждению «Управление строительства города Перми» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование  земельный участок площадью 57164,9 кв.м под строительство ул. Революции от ул. Н. Островского до ул.  Сибирской в Свердловском районе за счет земель поселений (городские земли) общего пользования  со сносом жилых и административных зданий, хозяйственных построек. Муниципальному учреждению «Управление строительства города Перми» разрешена реконструкция ул. Революции от ул. Н. Островского до ул. Сибирской в Свердловском районе на предоставленном земельном участке.

Вступившим  в законную силу решением Арбитражного суда Пермской области от 05.12.05 по делу № А50-37616/2005 постановление Администрации города Перми от 11.02.05 № 246 «О предоставлении муниципальному учреждению «Управление строительства города Перми» земельного участка в Свердловском районе» признано недействительным, как несоответствующее  ст. 209, 214 ГК РФ, ст. 9, 11, 30, 31 ЗК РФ, ст. 1 ФЗ РФ «Об обороне».

Истцом заявлены исковые требования о взыскании  убытков, причиненных в результате принятия указанного постановления  незаконным сносом объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности  Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Несоответствие закону постановления Администрации города Перми от 11.02.05 № 246,  вынесенного органом местного самоуправления с превышением полномочий, установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда Пермской области от 05.12.05 по делу № А50-37616/2005.

 Согласно выписке из реестра федерального имущества от 18.06.07 № 06-31-1865 расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Максима Горького, д. 64 а, объекты недвижимости: ограждение (лит. 1, 2, 3), ворота (лит. 4, 5, 6), замощение (лит. I , II), диспетчерская, сарай с металлическим ларьком (лит. А, Г, Г1), склад с навесом (лит. Б, Б1, Г2), гараж, КПП (лит. В, В1, Г3), являются федеральной собственностью и находятся в ведении Пермской квартирно-эксплуатационной части района. Снос этих объектов в результате предоставления земельного участка для строительства ул. Революции в г. Перми сторонами не оспаривается, и подтверждается материалами дела.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии состава правонарушения, включающего противоправное издание ненормативного правового акта, вину органа местного самоуправления в его издании, причинно-следственную связь между изданием незаконного акта и возникшими убытками.

Согласно ст. 1069 ГК РФ  вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.06 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

В силу п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Согласно положению о Департаменте планирования и развития территории города Перми указанный департамент является функциональным органом администрации города Перми и является органом, уполномоченным в области градостроительной деятельности  на территории города Перми. В целях осуществления полномочий администрации города Перми по реализации на территории города Перми норм градостроительного и земельного законодательства Департамент планирования и развития территории города Перми осуществляет подготовку и оформление документации и материалов, необходимых для решения  вопросов о предоставлении в установленном порядке земельных участков для строительства в пределах своей компетенции, а также проведение мероприятий, обеспечивающих принятие таких решений (п. 3.2. Положения).

Ведомственной структурой расходов бюджета, утвержденной решением Пермской городской Думы от 27.11.07 № 300 «О бюджете города Перми на 2008 год и на период до 2010 года»,  предусмотрены, в том числе,  расходы Департамента планирования и развития территории города Перми (код ведомства 904) на  мероприятия в области строительства, архитектуры и градостроительства, мероприятия в области застройки территории города Перми.

Поскольку Департамент планирования  и развития территории города Перми является главным распорядителем бюджетных средств по осуществлению указанных полномочий, он должен выступать в суде от имени муниципального образования город Пермь по настоящему иску.

В связи с чем,  оснований для удовлетворения исковых требований к ответчикам Администрации г. Перми, Департаменту финансов администрации города Перми   судом апелляционной инстанции не установлено.

Довод истца о том, что ответчиком должно являться Муниципальное учреждение «Управление строительства города Перми», также подлежит отклонению.

Пунктом 1 ст. 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Учитывая, что в силу закона (ст. 16,  1069 ГК РФ)  убытки, причиненные в результате издания не соответствующего закону акту органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием за счет казны муниципального образования,  оснований для привлечения  к ответственности Муниципального учреждения «Управление строительства города Перми», выполнявшего функции заказчика-застройщика по реконструкции мостового перехода через реку Егошиха  (2 очередь строительства -  ул. Революции от ул. Островского до ул. Сибирской),  не имеется.

При таких обстоятельствах убытки,  причиненные в результате издания не соответствующего закону постановления Администрации г. Перми от 11.02.05 № 246, подлежат взысканию с Муниципального образования город Пермь в лице Департамента

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2008 по делу n А60-7662/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также