Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу n А50-1723/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-5613/2008-АК
г. Пермь 27 августа 2008 года Дело № А50-1723/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Нилоговой Т.С., судей Риб Л.Х. Ясиковой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С., при участии: от заявителя (ИП Агений А.Г.): Агений А.Г., паспорт; Попова Т.М., доверенность от 20.08.2008 г., паспорт от заинтересованного лица (Межрайонной ИФНС России по № 11 по Пермскому краю): Сергиенко Н.А., доверенность от 17.07.2008 г., паспорт рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС России № 11 по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.06.2008г. по делу № А50-1723/2008 принятое судьей Цыреновой Е.Б. по заявлению индивидуального предпринимателя Агения А.Г. к Межрайонной ИФНС России № 11 по Пермскому краю о признании частично недействительным решения, установил: Индивидуальный предприниматель Агений А.Г. (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 11 по Пермскому краю (далее – налоговый орган, инспекция) от 24.10.2007 г. № 2406/04 в части доначисления НДФЛ за 2006 г. в сумме 714 534 рубля, соответствующих пени в сумме 23 579,62 рублей и штрафа по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в размере 142 906,80 рублей. Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.06.2008г. (резолютивная часть решения объявлена 16.06.2008 г.) заявленные требования удовлетворены частично: решение налогового органа признано недействительным в части доначисления НДФЛ, соответствующих пени и штрафа, связанных с исключением из состава профессионального вычета по НДФЛ за 2006 г. суммы материальных расходов в размере 1 091 842,46 рублей по сделкам с ООО «Техметаллторг», а также доначисления НДФЛ, соответствующей суммы пени и штрафа, связанного с исключением из состава прочих расходов (налоги) суммы 799,20 рублей. Не согласившись с принятым решением по эпизоду, связанному с профессиональным вычетом в размере 1 091 842,46 руб. (расходы предпринимателя по сделкам с ООО «Техметаллторг»), налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт в данной части отменить, принять новый, признав решение инспекции правомерным и соответствующим Налоговому кодексу РФ. Доводы жалобы сводятся к тому, что спорные расходы не являются документально подтвержденными и экономически обоснованными в связи с тем, что контрагент по указанному в документах адресу не находится, вся налоговая отчетность представлялась ООО «Техметаллторг» с 2005 г. по почте с прочерками, представленные заявителем документы оформлены с нарушениями, отсутствуют документы о перевозке товара как доказательства состоявшейся сделки. Представитель инспекции доводы апелляционной жалобы в судебном заседании поддержал в полном объеме, а также указал, что оспаривает решение суда в части расходов по контрагенту, по расходам в сумме 799,20 рублей спора нет, поскольку соответствующие доводы не представлены. Заявитель письменный отзыв не представил. В судебном заседании представитель заявителя указал, что доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, решение суда первой инстанции считает полностью законным и обоснованным. В судебном заседании удовлетворено ходатайство представителя инспекции о приобщении к материалам дела выписки из ЕГРЮЛ по спорному контрагенту, списка о наличии автомобилей, копий запросов от 05.08.2008 г. № 08-26/025692 (в том числе от 21.07.2008 г.) и ответа на запрос от 14.08.2008 г. № 18-6-08/20938. Решение суда в части признания доходов в общей сумме 5 608 126,93 руб. в связи с их занижением на 885 258,66 рублей, непринятия расходов в сумме 689 953,46 рубля по контрагенту ООО «Прогресс» и амортизационных расходов в сумме 30 254,24 рубля, а также в части принятия прочих расходов в сумме 799,20 рублей сторонами не оспаривается, поэтому не исследуется судом апелляционной инстанции. Законность и обоснованность решения суда в оспариваемой части проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела и представленные вновь доказательства в их совокупности, проанализировав нормы материального права и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда в оспариваемой части. Как следует из материалов дела, инспекцией в отношении заявителя проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2006 г. В ходе камеральной проверки инспекцией налогоплательщику было направлено требование № 01-24/1726 от 09.06.2007 г. о предоставлении документов, которое вернулось отправителю без вручения с отметкой организации почтовой связи о выбытии адресата (л.д.28, 29 т.1). Налоговым органом также был направлен запрос в филиал ОАО «Внешторгбанк» о движении денежных средств по расчетному счету налогоплательщика. На основании банковской выписки налоговым органом установлено занижение дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности и отраженного в декларации (по данным инспекции доход предпринимателя составил 5 575 563,46 рубля), и в связи с непоступлением от налогоплательщика запрошенных документов инспекцией отказано в предоставлении профессионального вычета в сумме 4 640 924,06 рубля и стандартного вычета в сумме 2 800 рублей. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 04.09.2007 г. № 2092 (л.д.31-33 т.1) и принято решение от 24.10.2007 г. № 2406/04 (л.д.10-13 т.1), которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, а также ему предложено уплатить недоимку по НДФЛ за 2006 г. и соответствующую сумму пени. Полагая, что данное решение вынесено налоговым органом с нарушением норм действующего законодательства, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 221, 252 НК РФ, пришел к выводам о том, что оснований для непредоставления заявителю профессионального вычета в размере 1 091 842,36 рубля (расходы по сделкам с ООО «Техметаллторг») не имеется, а доводы налогового органа о неправомерности включения спорных расходов в состав вычета не подтверждены. Данные выводы суда являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Как установлено судом и видно из материалов дела, предприниматель в обоснование спорных расходов по сделкам с ООО «Техметаллторг» представил в материалы дела счета-фактуры, накладные на отпуск товара, кассовые чеки. Спорные расходы суд оценил как документально подтвержденные. В суде апелляционной инстанции налоговый орган, кроме документальной неподвержденности, указывает на отсутствие экономической обоснованности расходов, поскольку договор и товарно-транспортные накладные не представлены, счета-фактуры имеют пороки (отсутствуют подпись самого предпринимателя, расшифровка подписи и реквизиты его свидетельства), по данным инспекции г.Кургана ООО «Техметаллторг» контрольно-кассовую технику не регистрировало, а реализация пиловочника не относится ни основному, ни к дополнительным видам деятельности контрагента. Доводы налогового органа о том, что спорные расходы не могут считаться документально подтвержденными и экономически обоснованными, апелляционный суд не может принять во внимание. Наличие договора в письменной форме в силу ст.158 Гражданского кодекса РФ не является обязательным условием для совершения сделки и, соответственно, для предоставления вычета; отсутствие товарно-транспортных накладных может свидетельствовать о неподтвержденности транспортных расходов, но не о расходах на приобретение товара. Согласно ст.49 Гражданского кодекса РФ коммерческая организация вправе заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом. Указанные инспекцией пороки в счетах-фактурах являются устранимыми. Результаты встречных проверок также не могут быть приняты во внимание, поскольку сведения о нахождении контрагента по указанному в документах адресу представлены по состоянию на 2008 г., тогда как спорные операции имели место в 2006 г. Кроме того, факт нахождения либо ненахождения контрагента по соответствующему адресу сам по себе не свидетельствует об отсутствии расходов у предпринимателя. Сообщение налогового органа г.Кургана от 14.08.2008 г. об отсутствии у ООО «Техметаллторг» зарегистрированной контрольно-кассовой техники также не свидетельствует о том, что заявителем не был приобретен товар, по поводу которого и возникли расходы. Таким образом, совокупность представленных инспекцией доказательств не опровергает выводов суда первой инстанции. Кроме того, доказывая законность решения, принятого по результатам камеральной проверки, налоговый орган апеллирует к доказательствам, собранным за рамками данной проверки, в том числе собранным после рассмотрения дела в суде первой инстанции. В силу ст.64 АПК РФ доказательствами по делу должны являться сведения, полученные в установленном настоящим кодексом и другими федеральными законами порядке, при этом, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. В рассматриваемой ситуации апелляционный суд не может принять во внимание доказательства, полученные инспекцией с нарушением порядка проведения камеральной проверки. При этом, суд считает необходимым отметить, что налоговый орган не утратил иные способы контроля за деятельностью предпринимателя, при реализации которых имеет возможность более полно и всесторонне исследовать правильность исчисления и уплаты налогов, тем самым обеспечить защиту интересов государства надлежащим образом, в том числе, посредством начисления пени и привлечения к налоговой ответственности. Исходя из предмета спора, а также с учетом ч.4 и ч.5 ст. 200 АПК суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Решение налогового органа, принятое по результатам камеральной проверки, и основания для доначисления налога, положенные в основу решения, не могут быть признаны законными и соответствующими нормам Налогового кодекса РФ. Положениями ст. 88 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, действующей с 01.01.2007 года) предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Пунктом 7 статьи 88 НК РФ установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговая декларация по НДФЛ за 2006 г. была представлена по форме, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2005 г. № 153н, с приложением реестра доходов и расходов (л.д.42-48, 49-50 т.1). Представление дополнительных документов к данной декларации (кроме заявления на вычет) ни нормами НК РФ, ни вышеназванным приказом Минфина России не предусмотрено. Пунктами 6, 8, 9 статьи 88 НК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда у налогоплательщика возникает обязанность по предоставлению дополнительных документов: во-первых, при проверке правомерности использования налоговых льгот; во-вторых, при проверке правомерности применения налоговых вычетов по НДС; в-третьих, при проверке правильности исчисления налогов, связанных с использованием природных ресурсов. Из материалов дела усматривается, что льготы по НДФЛ за 2006 год налогоплательщиком не заявлялись, профессиональные вычеты по своей природе и в силу п.1 ст.221 НК РФ льготами не являются. В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и(или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом не представлены доказательства о наличии ошибок при заполнении налоговой декларации заявителем либо о выявлении несоответствия сведений в имеющихся у налогового органа документах. Из материалов дела следует, и налоговым органом не оспаривается, что в рамках проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДФЛ за 2006 год инспекцией в адрес предпринимателя было выставлено требование о предоставлении документов № 04-24/1726, направлен запрос на истребование банковских сведений, а после возникновения судебного спора направлены запросы в соответствующие налоговые органы с просьбой о проведении встречных проверок. На основании системного анализа норм, содержащихся в ст. 88 НК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговый орган необоснованно потребовал от предпринимателя представления дополнительных документов, поскольку, за исключением случаев, прямо предусмотренных в статье 88 НК РФ, налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, а также проводить встречные проверки, направлять запросы в другие налоговые органы, в банковские учреждения и т.д., поскольку это противоречит сущности камеральной налоговой проверки и выходит за пределы конкретных полномочий налоговых органов. Установление соответствия представленной отчетности первичным документам - это предмет выездной налоговой проверки, для проведения которой Налоговым кодексом Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу n А50-3890/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|