Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 по делу n А60-9695/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-5565/2008-АК

 

г. Пермь

22 августа 2008 года                                                   Дело № А60-9695/2008­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2008 года.

      Постановление в полном объеме изготовлено    22 августа 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И. В.

судей Богдановой Р.А., Сафоновой С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И.

при участии:

от истца ГУ УПФ РФ в г. Серове и Серовском районе Свердловской области – не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;

от ответчика ИП Шараповой Л. Г. – не явился, извещен надлежащим образом;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца

ГУ УПФ РФ в г. Серове и Серовском районе Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 01 июля 2008 года

по делу № А60-9695/2008-С9,

принятое судьей Киселевым Ю.К.

по иску ГУ УПФ РФ в г. Серове и Серовском районе Свердловской области

к ИП Шараповой Л. Г.

о взыскании 123 руб.,

установил:

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Серове и Серовском районе Свердловской области обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ИП Шараповой Л.Г. санкции в сумме 123 руб. за непредставление в срок до 01.03.2008г. сведений за 2007г.

Решением арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Серове и Серовском районе Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, поскольку судом неправильно применены нормы материального права. Заявитель жалобы полагает, что пенсионным фондом соблюден порядок проведения проверки и привлечения предпринимателя к ответственности.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156, п.2 ст.200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Серове и Серовском районе Свердловской области по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт № 38 от 11.03.2008г. (л.д. 9) и вынесено решение № 46 от 03.04.2008г. о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании (л.д. 11), которым ИП Шарапова Л.Г. привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 123 руб. за непредставление в установленный законом срок сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе ОПС.

На основании решения в адрес предпринимателя выставлено требование № 46 от 03.04.2008г. (л.д. 12).

В установленный в решении срок штраф добровольно уплачен не был, что явилось основанием для обращения в суд за взысканием.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что у управления не имелось правовых оснований для проведения камеральной проверки. Кроме того, управлением допущены существенные (грубые) нарушения порядка проведения проверки и привлечения предпринимателя к ответственности.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 1 Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации пенсионных прав.

В абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Закона определено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.

В силу статьи 19 Закона Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.

В пункте 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений), предусмотрено, что каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. индивидуальные предприниматели, организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

На основании пп. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения в органы Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с абз.3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Порядок привлечения страхователей ПФ РФ к ответственности в виде штрафа за нарушение, в том числе срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, регулируется Налоговым кодексом РФ (ст.2 ФЗ от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации).

Как следует из статей 31, 82, 101 НК РФ, обнаружение и выявление налогового правонарушения происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении результатов налоговых проверок.

НК РФ предусматривает иные мероприятия налогового контроля, при этом дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ (п.2 ст. 100.1 НК РФ).

В связи с чем, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований у управления для проведения камеральной проверки неверен.

В соответствии с п.1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.

Как следует из материалов дела, пенсионным фондом на основании платежных документов ИП Шараповой Л.Г. и при непредставлении сведений по форме АДВ-11 до 11.03.2008г. был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, что соответствует полномочиям пенсионного фонда РФ, предоставленных ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в РФ» и НК РФ.

Форма акта соответствует форме утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 13.12.2006г. № САЭ-3-06/860@.

Вывод суда первой инстанции о нарушении порядка привлечения предпринимателя к ответственности также неверен.

В данном случае, как указано ранее, подлежат применению положения ст. 101.4 НК РФ.

При обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

Как следует из материалов дела, акт проверки составлен 11.03.2008г, направлен также 11.03.2008г.

Сведений о дате получения предпринимателем акта в материалах дела нет.

Таким образом, акт считается полученным на шестой день, то есть 19.03.2008г.

Следовательно, срок на представление возражений по нему истек 02.04.2008г., в связи с чем решение о привлечении к ответственности правомерно вынесено 03.04.2008г.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при привлечении предпринимателя к ответственности отсутствуют нарушения процедуры проведения проверки, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, жалоба управления – удовлетворению.

Поскольку пенсионный фонд выступал по данному делу в качестве процессуального истца, то в силу ст. 333.37 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по иску и апелляционной жалобе относится на ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, п.4 ч.1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2008г. отменить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Шараповой Ларисы Григорьевны, 03.11.1965г.р., уроженки г. Серов Свердловской области, проживающей по адресу: 624992, Свердловская области, г. Серов, ул. Короленко, 15-10, зарегистрированной Отраслевым органом местного самоуправления муниципального образования г. Серов Комитетом по управлению муниципальным имуществом 20.10.2000г., регистрационный номер 1-СИ 276-200, ИНН 663200861720, ОРГН 304663218000019, доход соответствующего бюджета финансовую санкцию в размере 123 (сто двадцать три) рубля, в федеральный бюджет 500 (пятьсот) рублей госпошлины.

Взыскать с ИП Шараповой Л.Г. в доход федерального бюджета 1 000 (одна тысяча) руб. госпошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

И. В. Борзенкова

Судьи

Р.А. Богданова

С.Н. Сафонова

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 по делу n А60-11545/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также