Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2007 по делу n 17АП-2940/2006-ГК. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Пермь

11 января 2007 года                                                      Дело № 17АП-2940/2006-ГК

Арбитражный суд  в составе:

Председательствующего        Г.Л. Паньковой,

Судей                                        В.Ю. Дюкина, О.Ф. Соларевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фарбазовой О.Ф.,

при участии в судебном заседании

от истца – ОАО «Российские железные дороги»: Кацуба Л.В., доверенность № 66АБ618831 от 22. 12. 2006г.,

от ответчика – Муниципального образования Чусовской муниципальный район Пермского края в лице Администрации Чусовского муниципального района Пермского края: Бодрова М.П., доверенность от 9.01.2007г. № 7-юр,

от третьих лиц: 1. Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю: не явились,

2. Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области: не явились,

рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Администрации Чусовского муниципального района Пермского края на решение Арбитражного суда Пермской области от 27 октября 2006 года (судья Е.И. Гуляева) по делу № А50-34837/2005-Г26 по исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» к Муниципальному образованию Чусовской муниципальный район Пермского края в лице Администрации Чусовского муниципального района Пермского края о понуждении провести государственную регистрацию права собственности на жилые дома,

установил:

ОАО «Российские железные дороги» Пермское отделение Свердловской железной дороги структурное подразделение «Свердловской железной дороги» филиала ОАО «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному образованию город Чусовой об обязании Администрации города Чусового Пермской области в срок до 01.01.2006г. провести государственную регистрацию перехода прав собственности и права собственности на жилые дома и объекты коммунально – бытового  назначения, расположенные в городе Чусовом и Чусовском районе Пермской области  и включенные в Приложение № 1 распоряжения Министерства имущественных отношений РФ, министерства финансов РФ, Министерства путей  сообщения РФ от 08.04.2004г. № 1499-р/110а/Т-92р.

Определением суда от 7.11.2005г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Главное управление Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми – Пермяцкому автономному округу (в настоящее время Управление федеральной регистрационной службы по Пермскому краю) (т. 1 л.д. 1-2).

При рассмотрении дела истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований. Истец просил обязать Муниципальное образование «Город Чусовой» (Администрация города Чусового) провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на принятые объекты федерального жилищного фонда, ранее закрепленные на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Свердловская железная дорога МПС РФ» и не подлежащие включению в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 18.09.2003г. № 585, распоряжению Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ и Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004г. № 1499-р/110а/Т-92р согласно прилагаемому Перечню (т. 2 л.д. 4).

Судом уточнение исковых требований принято (т. 2 л.д. 6).

Определением суда от 26.12.2005г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Территориальное управление Росимущества по Пермской области (в настоящее время Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области) (т. 2 л.д. 7-8).

Решением суда от 18.01.2006г. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме (т. 2 л.д. 34-38).

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 18.04.2006г. решение суда от 18.01.2006г. оставлено без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения (т. 2 л.д. 96-100).

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.07.2006г. решение суда первой инстанции от 18.01.2006г. и постановление суда апелляционной инстанции от 18.04.2006г. отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию (т. 2 л.д. 159-162).

При новом рассмотрении дела истцом уточнены исковые требования. Истец просил обязать Администрацию г. Чусового Пермской области провести государственную регистрацию права собственности на жилые помещения (квартиры и комнаты), не переданные безвозмездно в собственность физических лиц, расположенные в жилых домах в г. Чусовом и Чусовском районе Пермской области, включенные в Приложение № 1 распоряжения  Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ и Министерства путей сообщения РФ от 08.04.2004г. № 1499-р/110а/Т-92-р (т. 3 л.д. 17-18).

Решением суда от 27 октября 2006 года исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 3 л.д. 28-33).

Ответчик с решением суда от 27 октября 2006 года не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. По мнению заявителя, материалами дела и решением суда не доказано, что собственником жилого фонда стало муниципальное образование Чусовской муниципальный район. Кроме того, факт уклонения муниципального образования от регистрации муниципальной собственности на основании Закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не нашел отражения в решении арбитражного суда. Судом вынесено решение о проведении регистрации Федеральной регистрационной службой, которая не является ответчиком по делу. В апелляционной жалобе просил решение суда отменить.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Подтвердил, что имущество находится на его балансе.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен. Имущество находится на балансе ответчика.

Третьи лица представителей в судебное заседание не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, установил:

Как следует из материалов дела, 27.06.1997г. между Чусовским отделением Свердловской железной дороги, Чусовской дистанцией гражданских сооружений Свердловской железной дороги и МУП МПО ЖКХ г. Чусовой был заключен договор № 6, согласно которому объекты (жилые дома и объекты жилищно – коммунального хозяйства), находящиеся в федеральной собственности, передаются в муниципальную собственность на совместное содержание и финансирование сторон, заключивших настоящий договор (т. 1 л.д. 9-12).

23.12.1998г. между Пермским отделением Свердловской железной дороги, ГУП «Дистанция гражданских сооружений Свердловской железной дороги» и Администрацией г. Чусовой был заключен договор № 7 о передаче жилого фонда и объектов коммунального хозяйства, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность (т. 1 л.д. 13-16).

21.01.1999г. Администрацией г. Чусового принято постановление № 46 о приеме в муниципальную собственность с последующей передачей в хозяйственное ведение МУП «Коммунальщик» от ГУП «Чусовская дистанция гражданских сооружений» и Пермского отделения Свердловской железной дороги жилых домов, тепловых, водопроводных, канализационных сетей, котельной и бани (т. 1 л.д. 17-19).

Жилые дома и объекты коммунально – бытового назначения, в отношении которых были заключены договоры № 6 от 27.06.1997г., № 7 от 23.12.1998г. и принято постановление № 46, приняты в муниципальную собственность, что подтверждается актами приема – передачи (т. 1 л.д. 50-51, 104-119).

11.11.2004г. между ОАО «Российские железные дороги» и муниципальным образованием город Чусовой Пермской области было заключено соглашение об установлении факта передачи федерального имущества в муниципальную собственность последнего жилых домов и объектов жилищно – коммунального хозяйства, включенных в договоры № 6 от 27.06.1997г. и № 7 от 23.12.1998г. (т. 1 л.д. 45-46).

В соответствии с пунктами 1, 2 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ…, и муниципальную собственность» жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), независимо от того, на чьем балансе он находится, подлежит передаче в муниципальную собственность городов и районов.

Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992г. № 114-рп утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. Согласно пункту 9 указанного Положения для передачи объектов в муниципальную собственность города Комитетом по управлению имуществом города (района) должен быть разработан перечень объектов в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1.

Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ, Министерства путей сообщения РФ № 1499-р/110а/Т-92р от 8.04.2004г. (т. 1 л.д. 22-23) утверждены перечни объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества организаций федерального железнодорожного транспорта, в том числе перечень объектов социально -  культурного и коммунально – бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.

Пунктом 2 распоряжения установлено, что ОАО «Российские железные дороги» осуществляет содержание указанных объектов до их передачи в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность (т. 1 л.д. 22). Указанные объекты перечислены в приложении № 1 к распоряжению (жилые дома, инженерные коммуникации к жилым домам, объекты благоустройства, здания котельных, тепловых пунктов и бани) (т. 1 л.д. 36-39).

Во исполнение распоряжения от 08.04.2004г. № 1499-р/110а/Т-92р Террриториальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Пермской области (т. 1 л.д. 132) принято распоряжение № 352-р от 28.06.2004г. о передаче объектов социально – культурного и коммунально – бытового назначения ОАО «Российские железные дороги» в муниципальную собственность.

Фактически объекты были переданы в муниципальную собственность в 1999 году, что подтверждается актами приема – передачи (т. 1 л.д. 50-51, 104-119), и с момента фактической передачи ответчик осуществлял в отношении указанных объектов функции собственника – содержание домов, распоряжение имуществом (участие в приватизации квартир). С этого момента Администрация г. Чусового осуществляла полномочия собственника в отношении указанного в исковом заявлении недвижимого имущества, в том числе безвозмездно передавала жилые помещения указанных в перечне жилых домах в собственность граждан.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое по договору, возникает с момента государственной регистрации перехода права (п. 2 ст. 223 ГК РФ).

Кроме того, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (ст. 551 ГК РФ).

Согласно ст. ст. 5 и 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного  им (ими) на то лица при наличии у него нотариального удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. В случае, если права возникают на основании акта государственного органа, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого принят указанный акт.

В связи с тем, что ОАО «Российские железные дороги» и муниципальное образование Чусовской муниципальный район Пермского края являются сторонами по сделке передачи недвижимого имущества, находившегося на балансе Пермского отделения Свердловской железной дороги до передачи в  муниципальную собственность, распоряжение от 8.04.2004г. принято Министерством путей сообщения РФ в отношении и той и другой стороны по сделке, поэтому государственная регистрация права муниципальной собственности на жилые помещения в спорных жилых домах должна проводиться регистрирующим органом по заявлению обеих сторон по сделке.

Представленные регистрирующим органом сведения из ЕГРП по состоянию на 20.10.2006г. имеют сведения о зарегистрированных правах граждан и юридических лиц на 2 193 жилых и нежилых помещений, расположенных в спорных жилых домах (т. 3 л.д. 20-21). Государственная регистрация права собственности муниципального образования Чусовской муниципальный район Пермского края проведена в отношении 14 квартир, 2 комнат и 5 нежилых помещений, расположенных в данных жилых домах. Следовательно, можно сделать вывод о том, что от проведения государственной регистрации права муниципальная собственности на остальные жилые помещения в указанных жилых домах ответчик уклоняется.

Не состоятельны доводы ответчика о том, что в качестве оснований непредставления в регистрирующий орган заявления о проведении регистрации права муниципальной собственности на принятые объекты недвижимости и необходимых для проведения регистрации документов он ссылается на то, что истец не оформил акты приема – передачи указанного имущества и не передал техническую документацию на переданные объекты (технические паспорта, выдаваемые органами технической инвентаризации).

Однако, из вышеуказанных актов приема – передачи жилых домов следует, что вместе с недвижимым имуществом Чусовской дистанцией гражданских сооружений Пермского отделения Свердловской железной дороги Администрации  г. Чусового Пермской области была передана и необходимая техническая и проектная документация на имущество.

Иного в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.

Таким образом, верен вывод суда первой инстанции о том, что необоснованное уклонение ответчика от государственной регистрации  права собственности нарушает права и законные интересы истца, так как к нему  предъявляются требования как к собственнику жилых домов и государственной регистрации подлежит право собственности муниципального образования Чусовской муниципальный район Пермского края на жилые помещения в жилых домах, указанных в приложении № 1 к распоряжению Министерства имущественных отношений РФ, Министерства финансов РФ и Министерства путей сообщения РФ от 8.04.2004г. № 1499-р/110а/Т-92-р, за исключением жилых помещений, записи о правах муниципального образования либо иных лиц на которое уже внесены  в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Госпошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ и на основании ст. 333.37 Налогового кодекса РФ не подлежит взысканию.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

         

Решение Арбитражного суда Пермской области от 27.10.2006 по делу № А50-34837/2005-Г - 26 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Г.Л. Панькова

Судьи

В.Ю. Дюкин

 

О.Ф. Соларева

 

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2007 по делу n 17АП-2336/2006-ГК. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также