Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2008 по делу n А50-2354/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/аСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-4582/2008-ГК
28 июля 2008 года г. Пермь Дело № А50-2354/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2008 года, Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Романова В. А. судей Казаковцевой Т. В., Шварц Н. Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Савельевой А. В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2008 года, принятое судьей Захаровой Н. И. по делу № А50-2354/2008, по иску ОАО «Пермская энергосбытовая компания» к Министерству социального развития Пермского края третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1. Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в лице Федерального казначейства по Пермскому краю, 2. Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края, 3. Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, 4. Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, о взыскании денежных средств в возмещение расходов, при участии в судебном заседании: от заявителя жалобы: Катаева Ю. Г., доверенность от 28.01.2008, от истца: Селиванова А. Н., дов. № 120-01-14 от 27.12.2007, от ответчика: Панькова М. Г., дов. № СЭД–33–05–39–330 от 01.07.2008, иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, не явились. Истец, ОАО «Пермская энергосбытовая компания», обратился в арбитражный суд с иском к Министерству социального развития Пермского края о взыскании 4.533.069 руб. 67 коп. расходов, понесенных в 2005 году в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате электроэнергии на основании Федерального закона от 24.22.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов). Взыскиваемая сумма представляет собой не возмещенные из федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость (НДС). Решением Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2008 (судья Захарова Н.И.) иск удовлетворен, с ответчика в пользу ОАО «Пермская энергосбытовая компания» взыскано 4.533.069 руб. 67 коп. основного долга, а также 34.165 руб. 35 коп. судебных расходов. При этом суд первой инстанции исходил из того, что Закон о социальной защите инвалидов и заключенный между сторонами договор № 120-136/2005 не содержат положений о возмещении из федерального бюджета расходов истца за вычетом НДС, вследствие чего понесенные истцом расходы по уплате НДС подлежат возмещению за счет ответчика. В апелляционной жалобе третье лицо, Министерство финансов Пермского края, просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неприменением норм права, подлежащих применению. Как указывает заявитель жалобы, финансирование льгот, установленных Законом о социальной защите инвалидов (скидка не ниже 50 % на оплату коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов) является расходным обязательством Российской Федерации. Данным законом полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусмотрены в составе Фонда компенсаций федерального бюджета, имеют целевой характер и не могут быть использованы на иные цели, в связи с чем субвенции поступали в бюджет Пермской области без учета НДС. По мнению заявителя апелляционной жалобы, возмещение НДС истцу должно осуществляться из федерального бюджета в порядке, установленном статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации. В отзыве истец выражает несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Он считает, что денежные средства, получаемые из бюджета в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан, в 2005 году включались в налоговую базу по НДС. Тарифы для потребителей Пермского края, установлены постановлением Региональной энергетической комиссии пермской области от 15.12.2004 № 14 «Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Пермской области в 2005 году» с учетом включения в тариф НДС. Ответчик, Министерство социального развития Пермского края, поддерживает доводы, изложенные в жалобе Министерства финансов Пермского края, считает, что поскольку денежные средства, выделенные из бюджета на покрытие убытков, возникших при реализации льгот, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не учитываются при исчислении налоговой базы по НДС в порядке, определенном подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации. Уплаченный истцом НДС подлежит возмещению из федерального бюджета в порядке статьей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в отзыве пояснило, что денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии должны были выделяться из бюджета с учетом сумм НДС. Сумма НДС, уплаченная в бюджет из полученных на возмещение расходов денежных средств, налоговым органом не возмещается. Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В судебном заседании 22.07.2008 объявлен перерыв до 09 часов 45 мин. 25.07.2008. В назначенное время судебное заседание продолжено. Явка представителей прежняя. Дополнений по апелляционной жалобе нет. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 28.03.2005 года между ОАО «Пермэнерго» и Департаментом социального развития Пермской области (в настоящее время – Министерство социального развития Пермского края) заключен договор № 120-136/2005 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за пользование электроэнергией отдельным категориям граждан. Предметом договора, на основании пункта 1.1., является возмещение расходов за предоставление 50% скидки по оплате за пользование электроэнергией отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, в том числе, в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов. Финансирование расходов происходило за счет средств Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. В силу пункта 4.1. договора Министерство социального развития Пермского края перечисляет денежные средства на возмещение расходов по договору, в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и при наличии финансирования, на расчетный счет ОАО «Пермэнерго» в течение 5 банковских дней, на основании предъявляемых ОАО «Пермэнерго» счетов-фактур, расчетов, подтверждающих объем оказанных услуг. Соглашением от 08.09.2005 № 192 договор № 120-136/2005 был изменен в связи с государственной регистрацией ОАО «Пермская энергосбытовая компания», являющегося правопреемником ОАО «Пермэнерго». Справка от 21.11.2006 № 142-15-1901 (т.1, л.д.133) свидетельствует о том, что в соответствии с разделительным балансом ОАО «Пермэнерго», утвержденным внеочередным собранием акционеров ОАО «Пермэнерго», права и обязанности ОАО «Пермэнерго» по договору № 120-136/2005 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за пользование электроэнергией отдельным категориям граждан в полном объеме переходят к выделенному из состава ОАО «Пермэенрго» ОАО «Пермская энергосбытовая компания». В рамках исполнения договора № 120-136/2005 ОАО «Пермская энергосбытовая компания» в адрес Министерства социального развития Пермского края выставлены счета-фактуры на общую сумму 29.716.790 руб. 06 коп., в том числе, НДС в сумме 4.533.069 руб. 67 коп. В связи с отказом Министерства социального развития Пермского края от возмещения истцу 4.533.069 руб. 67 коп. истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. Как следует из материалов дела, истец в течение 2005 года получал из Фонда компенсаций федерального бюджета денежные средства на покрытие убытков, возникавших в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии отдельным категориям граждан в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов. Материалы дела свидетельствуют о том, что компенсации предоставлялись без учета НДС. В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом в пункте 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). Кроме того, статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющими право на налоговые вычеты и порядок их применения, не предусмотрено, что налогоплательщики, получающие из бюджета дотации в связи с применением ими государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не вправе предъявлять суммы налога на добавленную стоимость к вычету. В таком случае применяется общий порядок предъявления налога на добавленную стоимость к вычету, установленный статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 вычеты. Вычетам, в частности, подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых облагаемыми этим налогом в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса. Как следует из статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Каких-либо ограничений указанных прав организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим дотации, Налоговым кодексом РФ не установлено. Следовательно, у истца существует возможность в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, получить налоговый вычет. Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов финансирование льгот в виде 50-процентной скидки на оплату коммунальных услуг отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации. Статьей 28.2 данного закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде льгот по оплате коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что должно сопровождаться и одновременной передачей целевых финансовых средств бюджетам соответствующих уровней. По смыслу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям льготы и соответствующим органом государственной власти соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации. В договоре 120-136/2005 отсутствует указание на то, что компенсация неполученных доходов осуществляется с учетом сумм НДС. Доказательства нецелевого использования ответчиком денежных средств, выделяемых из Фонда компенсаций федерального бюджета в деле отсутствуют. Таким образом, ответчик выполнял обязанности по перечислению денежных средств в объемах, которые были субсидированы на эти цели из федерального бюджета, основания для привлечения Министерства социального развития Пермского края к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков отсутствуют. Порядок возмещения сумм НДС предусмотрен налоговым законодательством. Поскольку в данной ситуации гражданско-правовые способы защиты в виде взыскания убытков в соответствии со статьями 12, 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятого с применением закона, не подлежащего применению. В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы на апелляционное обжалование относятся на истца. На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19 мая 2008 года по делу № А50-2354/2008 отменить. В удовлетворении иска отказать. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий В. А. Романов Судьи Т. В. Казаковцева Н. Г. Шварц Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2008 по делу n А50-7211/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|