Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2008 по делу n А50-7547/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-4401/2008-ГК

 

г. Пермь

21 июля 2008 года                                                  Дело № А50-7547/2007             

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2008 года

Постановление в полном объеме изготовлено  21 июля 2008 года

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карповой Т.Е.,

судей Глотовой Г.И., Зелениной Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.

 при участии:

от истца (Департамент земельных отношений администрации города Перми):  Новиков М.М. – доверенность № 39 от 04.05.2008г                                                                                                                         

от ответчика (ООО «Центральный парк развлечений им. М.Горького»): Захаров Д.Н. – доверенность от 15.07.2008г

от третьего лица (Агентство по управлению имуществом Пермского края): не явился

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца – Департамента земельных отношений администрации города Перми

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 15 мая 2008 года

по делу № А50-7547/2008,

принятое судьей Пескиной Н.А.  

по иску Департамента земельных отношений администрации города Перми

к ООО «Центральный парк развлечений им. М.Горького»,

третье лицо: Агентство по управлению имуществом Пермского края

о взыскании задолженности по арендной плате и процентов за пользование чужими денежными средствами

 установил:

          Управление земельных отношений администрации города Перми обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с ООО «Городской детский парк им. М.Горького» задолженности по арендной плате в сумме 17 370 757 руб 84 коп и пени в сумме 1 833 804 руб. 37 коп.

В судебном заседании 24.07.2007 г. истец уточнил наименование ответчика. Суд определил: считать наименованием ответчика - ООО «Центральный парк развлечений им. М.Горького».

         Определением суда от 03.03.2008 г. к участию в деле  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  Агентство по управлению имуществом Пермского края.

         Определением суда от 21.04.2008 г., оформленным протокольно,  в связи с переименованием Управления земельных отношений администрации города Перми в Департамент земельных отношений администрации города Перми, наименование истца изменено на Департамент земельных отношений администрации города Перми.

         В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец в порядке статьи 49 АПК РФ отказался от иска в части взыскания пени в сумме 1 833 804 руб 37 коп. Одновременно истец заявил требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 503 669 руб 98 коп.

         Отказ от иска и изменение  исковых требований приняты судом первой инстанции.

         Решением суда от 15 мая 2008г суд  отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.

         Истец с решением суда не согласился,  просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В апелляционной жалобе истец указал, что вывод суда об отсутствии доказательств уведомления ответчика об изменении арендной платы на 2005г, не соответствует обстоятельствам дела. Кроме того, истец указывает, что изменение арендной платы произведено им в соответствии с обязательными для сторон правилами и порядком определения арендной платы за землю, установленными нормативно-правовыми актами федерального и местного уровня.

          Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагает, что решение суда является законным и обоснованным. Считает, что, поскольку земельный участок, на котором расположен Сад им. М. Горького, является особо охраняемой территорией местного значения, размер арендной платы должен устанавливаться представительным органом муниципального образования г. Пермь. Правовых оснований для определения размера арендной платы на основании Указа Губернатора Пермской области № 174 от 08.09.2003г ответчик не усматривает.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном  статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 19.10.2001г Администрацией города Перми (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Городской детский парк им. М.Горького» (арендатор) заключен договор № 508-01 аренды земельного участка площадью 83 249,82 кв.м., расположенного в квартале № 168 Свердловского района г. Перми (том 1, л.д. 10-12).

Срок действия договора – с 15.10.2001г по 14.10.2026г (п. 1.1 договора).

Договор зарегистрирован в Пермской областной регистрационной палате (регистрационная запись № 59-1-103/2001-171 от 19.12.2001г).

Дополнительным соглашением от 11.12.2003 г. к договору аренды от 19.10.2001г № 508-01 границы земельного участка уточнены, в результате чего площадь земельного участка составила 83 198,12 кв.м. (том 1, л.д. 13).

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 59:01:44 1 0168:0003 (кадастровый план, том 2, л.д. 68-97).

Пунктом 2.1 договора аренды № 508-01 от 19.10.2001г предусмотрено, что арендная плата, установленная в приложении № 2 к договору, пересматривается арендодателем ежегодно в одностороннем порядке в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Пермской области, города Перми.

Изначально размер годовой арендной платы был рассчитан арендодателем по ставке земельного налога с применением  понижающего коэффициента 0,1 в соответствии с  Постановлением Администрации города Перми от 29 июня 1999г № 1345 «О базовом размере арендной платы за землю на территории города Перми»  и составлял  207  203 руб 25 коп.

Письмом от 12.02.2004г № 19-20-537/06 Департамент имущественных отношений администрации города Перми уведомил арендатора о том, что на основании Указа Губернатора Пермской области от 29.12.2003г № 253 «О внесении изменений и дополнений в указ губернатора области от 08.09.03 № 174 «Об утверждении положений об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки из земель поселений, находящихся в государственной собственности, расположенные на территории Пермской области»  базовый размер арендной платы для арендуемого земельного участка установлен в размере 1 рубль за 1 кв.м. и составляет 203 245 руб 17 коп в квартал или 812 980 руб 68 коп в год (том 1, л.д. 15).

Письмом  от 01.08.2005г № 19-22-4170/06 арендодатель уведомил арендатора об увеличении арендной платы до 7 971 323 руб 20 коп  в год (том 1, л.д. 17).

В 2006г арендная плата увеличена арендодателем до 8 645 614 руб в год (письмо арендодателя от 13.02.2006г № 19-19-525/06, том 1, л.д. 19).

В 2007г арендная плата письмом истца от 14.03.2007г № И-21-01-09-2289 увеличена до 9 353 286 руб 40 коп в год (том 1, л.д. 21).

По расчету истца сумма арендной платы за период с 15.11.2003г по 13.04.2007г составила 19 975 442 руб 73 коп.

Поскольку ответчиком за указанный период арендная плата уплачена в сумме  2 604 684 руб. 89 коп, истец просит взыскать с него, с учетом уточнения, задолженность в сумме 17 203 412 руб. 17 коп. и проценты по статье 395 ГК РФ в сумме 2 503 669 руб. 98 коп. за период с 11.06.2004г по 08.06.2007г, всего 19 707 082 руб. 15 коп.

Ответчик исковых требований не признал.

Увеличение арендной платы на 2005, 2006, 2007гг, по мнению ответчика, является неправомерным, поскольку  Указ Губернатора Пермской области № 174 от 08.09.2003г к правоотношениям сторон  применен быть не может.

Согласно расчету ответчика задолженности по арендной плате он не имеет.

В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса  РФ в муниципальной собственности находятся  земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 14.03.1995г № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления (п. 6 ст. 2 Закона).                    

Указом Губернатора Пермской области от 26.06.2001г № 163 «Об уточнении статуса, категории, границ и режима охраны особо охраняемых природных территорий»  к особо охраняемым природным территориям, статус которых изменен с регионального на местный, отнесен Сад им А.М. Горького в городе Перми.

На основании Указа Губернатора Пермской области № 163 от 26.06.2001г Пермская городская Дума 11.09.2001г принята Решение № 120  о создании на территории г. Перми двух парков  со статусом особо охраняемых природных территорий местного значения:  парк поселения «Сад им. М.А.Горького» общей площадью 8,8 га и парк поселения «Сосновый бор» общей площадью 120 га.

Таким образом, земельный участок, на котором расположен Сад им. М.Горького,  в силу прямого указания закона является муниципальной собственностью.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 65 Земельного кодекса РФ).

Постановлением Администрации города Перми от 29.06.1999г № 1345  установлен базовый размер арендной платы за городские земли на уровне ставок земельного налога с применением коэффициентов для ряда категорий арендаторов. Так, в частности, для арендаторов земельных участков, являющихся городскими парками, садами и скверами, установлен коэффициент 0,1.

Указанное постановлением отменено Постановлением Администрации города Перми от 16.06.2004г № 1727 со ссылкой на  Указ губернатора Пермской области  от 29.12.2003г № 253 «О внесении изменений и дополнений в указ губернатора области от 08.09.03 № 174 «Об утверждении положений об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки из земель поселений, находящихся в государственной собственности, расположенные на территории Пермской области».

Таким образом, отменив свое постановление о базовом размере арендной платы со ссылкой на Положение об установлении базового размера арендной платы, утвержденное Губернатором Пермской области, администрация города Перми утвердила его применение для города Перми. 

С учетом изложенного, нельзя согласиться с доводом ответчика о том, что Указ губернатора области от 08.09.03 № 174 «Об утверждении положений об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки из земель поселений, находящихся в государственной собственности, расположенные на территории Пермской области» не может быть применен при расчете арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Вместе с тем, следует согласиться с мнением ответчика о том, что задолженности по арендной плате он не имеет.

Согласно пункту 1.2 Положения, утвержденного Указом губернатора области № 253, базовый размер арендной платы рассчитывается от нормативной цены земли (далее – НЦЗ), установленной по результатам оценочного зонирования каждого поселения Пермской области.

Указом Губернатора области от 27.02.2002г № 32 «О нормативной цене земли на территории муниципального образования г. Пермь» утверждена Таблица – нормативная цена земли по территориально-экономическим зонам муниципального образования г. Пермь, в которой указаны три вида функционального использования земель: селитебные, промышленные, сады.

Для зоны «Свердлова-центр», в которой расположен Сад им. М.Горького, установлено только два вида функционального использования земель: селитебная - 1 486 руб за кв.м., промышленная – 1 028 руб. за кв.

В Земельном кодексе РФ и Градостроительном кодексе РФ понятие «селитебная зона» отсутствует.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ  в состав городских земель входят земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерные, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иные территориальные зоны.

Аналогичная деление городской территории содержится в статье 35 Градостроительного кодекса РФ.

Городские леса, скверы, парки городские сады и т.д. включаются в состав зон рекреационного назначения (пункт 11 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ).

Нормативная цена для рекреационных земель на территории муниципального образования г. Пермь не установлена.

Отсутствие нормативной цены земли для рекреационных зон не дает основания применять к ним нормативную цену, установленную для иных оценочных зон, в том числе «селитебной», поскольку под нормативной ценой земли понимается показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (статьи 25 Закона РФ «О плате за землю»).

Доходность жилых, общественно-деловых, производственных и т.д. зон различна.

Правомерность указанного вывода подтверждается тем обстоятельством, что, утверждая кадастровую стоимость земель для города Перми, Правительство Пермского края выделило 14 видов функционального использования земель в городе Перми, при этом в квартале 59:01:44 1 0168, в котором расположен Сад им А.М. Горького, кадастровая стоимость земель, занятых лесопарками, парками, скверами, составила 395 руб 14 коп, что в десятки раз меньше, чем  кадастровая стоимость земель иного назначения (Постановление Правительства Пермского края от 11.05.2007г № 91-п «Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края).

При таких обстоятельствах Департаменту земельных отношений Администрации города Перми и ООО «Центральный парк развлечений им. М.Горького» в спорный период следовало руководствоваться  согласованной ими арендной платой, что не противоречит действующему законодательству, так как   для земельных участков, находящихся в муниципальной стоимости,  размер арендной платы определяет орган местного самоуправления (п. 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ).

Как усматривается из материалов дела, ответчик согласился с арендной платой, составляющей  в спорной период 203 245 руб. 17 коп. в квартал (812 980 руб. 68 коп.

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2008 по делу n А60-897/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также