Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 по делу n А71-2298/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-7256/2015-АК г. Пермь 15 января 2016 года Дело № А71-2298/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года. Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2016 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И. В. судей Васевой Е.Е., Васильевой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В., при участии: от истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041802300110, ИНН 1829014293) – не явились, извещены надлежащим образом; от ответчика Муниципального автономного учреждения "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов" (ОГРН 1091837000749, ИНН 1837006592) – не явились, извещены надлежащим образом; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Муниципального автономного учреждения "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 октября 2015 года по делу № А71-2298/2015, принятое судьей Е.В. Калининым по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике к Муниципальному автономному учреждению "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов" о взыскании недоимки по налогам, пени, штрафов; по встречному заявлению Муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике (ИНН 1829014293) о признании незаконным ненормативного акта в части, об уменьшении размера штрафных санкций, установил: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике, (далее – инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Муниципальному автономному учреждению «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов», (далее – Учреждение, налогоплательщик) о взыскании задолженности по налогам, пени, штрафам в размере 9 478 132руб. 01коп. Муниципальное автономное учреждение "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике от 30.09.2014 №08-1-18/36 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления сумм НДФЛ удержанного, но не перечисленного в бюджет налоговым агентом, а также соответствующих сумм пени и штрафов, а также снизить размер штрафных санкций по ст.ст. 122, 123 НК РФ. Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 октября 2015 года с Муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» взыскано в доход соответствующего бюджета 9 251 583,51 руб., в том числе 7 726 401 руб. недоимки по налогам, 1 475 182,51 руб. пени и 50 000 руб. штрафов; в доход федерального бюджета 69 257,91 руб. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требования Межрайонной инспекции ФНС России №2 по Удмуртской Республике отказано. По встречным требованиям решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 октября 2015 года решение инспекции от 30.09.2014 №08-1-18/36 признано незаконным в части начисления штрафов по статьям 122 и 123 НК РФ в общей сумме превышающей 50000 руб. На Межрайонную инспекцию ФНС России №2 по Удмуртской Республике возложена обязанность устранить нарушения прав заявителя. В удовлетворении остальной части требования Муниципального автономного учреждения «Здоровое питание» муниципального образования «Город Глазов» отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное автономное учреждение "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части установленного размера штрафных санкций и принять в указанной части новый судебный акт. Заявитель, не оспаривая допущенное нарушение, указывает на то, что суд не учел организационно - правовую форму налогоплательщика, его финансирование из средств бюджета. Штрафные санкции в размере 50 000 рублей являются обременительными и существенными денежными средствами для организации. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части. Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 2 по УР проведена выездная налоговая проверка в отношении МАУ «Здоровое питание» МО «Город Глазов» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога, единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2012 по 31.12.2013 и НДФЛ за период с 01.01.2012 по 30.06.2014. В ходе проверки установлен факт неуплаты НДС в сумме 2462015 руб., НДФЛ удержанного, но не перечисленного в бюджет налоговым агентом в сумме 5264386 руб. за указанные периоды. По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки от 29.08.2014 № 36 дсп (т.2 л.д.31-52). По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 30.09.2014 №08-1-18/36 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (т.2 л.д. 11-20). Решением налогового органа МАУ «Здоровое питание» МО «Город Глазов» привлечено к налоговой ответственности по ст.ст. 122, 123 НК РФ в виде штрафов в общей сумме 553097 руб., налогоплательщику предложено доначислить суммы неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом в общей сумме 7726401 руб., пени за несвоевременную уплату налогов в общей сумме 1475182 руб. 51 коп., в том числе пени по транспортному налогу. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике № 06-07/19842@ от 26.12.2014 по апелляционной жалобе налогоплательщика решение Межрайонной ИФНС №2 по УР от 30.09.2014 №08-1-18/36 отменено в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122, ст.123 НК РФ, в виде штрафа 276548 руб. 50 коп. (т.2 л.д.53-55). Несогласие налогоплательщика с решением Межрайонной ИФНС России № 2 по УР в части начисления и взыскания налога на доходы физических лиц, с размером штрафов, начисленных по ст.ст. 122, 123 НК РФ, послужило основанием для его обращения в арбитражный суд. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для снижения начисленных налоговых санкции по ст.ст. 122, 123 НК РФ до 50 000 руб. Согласно пунктам 1-5 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 Налогового кодекса РФ. Налоговые агенты обязаны, в том числе: правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 123 НК РФ предусмотрено, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что НДС, транспортный налог и НДФЛ перечислены с нарушением установленного НК РФ срока. Следовательно, выводы налогового органа о наличии в действиях заявителя состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, обоснованы. Ответственность применена налоговым органом без учета конституционного принципа справедливости и соразмерности наказания, статей 112, 114 НК РФ, положений Европейской конвенции по защите прав человека от 20.03.1952 г. и Федерального закона от 30.03.1998 г. "О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод" о необходимости соблюдения баланса частного и публичного интереса, без учета степени вины налогоплательщика, характера и степени тяжести совершенного деяния. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 16.01.2009 г. N 146-О-О законодатель, предусматривая ответственность за совершение налоговых правонарушений, должен исходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства, пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности конституционно значимым целям (статья 19, часть 1; статья 55, части 2 и 3, Конституции Российской Федерации). Содержание названных принципов раскрывается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 г. N 3-П, от 17.12.1996 г. N 20-П, от 08.10.1997 г. N 13-П, от 11.03.1998 г. N 8-П, от 12.05.1998 г. N 14-П и от 15.07.1999 г. N 11-П. Из сформулированных в них правовых позиций, которые в соответствии со статьями 6, 79, 80 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" являются общеобязательными, вытекает недопустимость чрезмерных ограничений конституционных прав, в том числе права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации). Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации, ее статье 55 (часть 3). Принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. виновно совершенного противоправного 13 (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации). Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, указаны в статье 112 НК РФ, перечень которых является открытым (подпункт 3 пункта 1). В соответствии со статьей 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ. В силу подпункта 3 пункта 1 ст. 112 НК РФ к смягчающим ответственность обстоятельствам могут быть отнесены обстоятельства, признанные судом или налоговым органом таковыми. Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ за совершение налогового правонарушения. Суд первой инстанции верно указал на то, что мера ответственности не должна переходить из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность должны быть учтены следующие обстоятельства: факт добровольного устранения налогоплательщиком последствий налогового правонарушения (полную уплату налога на доходы физических лиц до того, как налогоплательщик узнал о проведении выездной проверки; полную добровольную уплату пени, начисленных за несвоевременное перечисление налога), признание вины, совершение данного правонарушения впервые. Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения положений статей 112, 114 НК РФ и снижения размера налоговых санкций до 50 000 руб. Апелляционный суд соглашается с данным выводом, считает привлечение Муниципального автономного учреждения "Здоровое питание" муниципального образования "Город Глазов" к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб. справедливым, соответствующим тяжести совершенного правонарушения и не нарушающим права и законные интересы заявителя. Оснований Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 по делу n А71-9806/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|