Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу n А60-619/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№17АП-8752/2015-ГК

г. Пермь

20 августа 2015 года                                                           Дело №А60-619/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макарова Т.В.,

судей                                 Виноградовой Л.Ф., Зелениной Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,

при участии:

от истца, Негосударственного частного культурного учреждение «Центр культуры и искусства НТМК»: Реброва О.С., паспорт, доверенность №1 от 12.01.2015;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

истца, негосударственного частного культурного учреждения «Центр культуры и искусства НТМК»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 25 мая 2015 года,

принятое судьей Невмерухой Е.Л.

по делу №А60-619/2015

по иску Негосударственного частного культурного учреждения «Центр культуры и искусства НТМК» (ИНН 6623043966, ОГРН 1076600011014)

к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственному учреждению,

о признании недействительным (ничтожным) Охранного обязательства, оформленного на объект культурного наследия областного значения,

третье лицо: открытое акционерное общество «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» (ИНН 6623000680, ОГРН 1026601367539),

установил:

Негосударственное частное культурное учреждение «Центр культуры и искусства НТМК» обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственное учреждение о признании недействительным (ничтожным) Охранного обязательства от 26.07.2013 в части наличия в нем условия о возложении на истца обязанностей по разработке, проведению государственной историко-культурной экспертизы и представлению в МУГИСО проекта охранной зоны объекта культурного наследия областного значения, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, д. 37 (п. 1 Перечня работ по сохранению объекта культурного наследия, являющегося приложением к данному Охранному обязательству).

Определением суда от 07.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат».

Истец полагал, что Охранное обязательство от 26.07.2013 в части наличия в нем условия о возложении на истца обязанностей по разработке, проведению государственной историко-культурной экспертизы и представлению в МУГИСО проекта охранной зоны объекта культурного наследия областного значения, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, д. 37 противоречит законодательству Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что включение в охранное обязательство условий, устанавливающих обязанность истца по разработке, проведению государственной историко-культурной экспертизы и представлению в МУГИСО проекта охранной зоны объекта культурного наследия областного значения законодательству РФ не противоречит. При этом суд указал, что действующее в данной сфере законодательство не пресекает возможность разработки проектов по инициативе собственников или пользователей объектов культурного наследия.

Негосударственное частное культурное учреждение «Центр культуры и искусства НТМК» обжалует принятое решение в апелляционном порядке, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что работы по разработке и проведению государственной историко-культурной экспертизы проектов охранных зон отнесены к мероприятиям государственной охраны объектов культурного наследия, входящим в исключительную компетенцию уполномоченных органов государственной власти, которая не может быть изменена по соглашению сторон. Считает, что суд не дал надлежащей правовой оценки доводам Учреждения о том, что в областном бюджете прямо предусмотрено выделение денежных средств МУГИСО на реализацию мероприятий, направленных на проведение работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области без разделения таких объектов на относящиеся к государственной, муниципальной и частной собственности. Также Учреждение полагает, что суд не учел, что разработка проекта охранной зоны объекта культурного наследия является мероприятием по установлению особого режима использования соответствующего земельного участка, однако ни Учреждение, ни собственник вышеуказанного объекта (ОАО «ЕВРАЗ НТМК») не вправе устанавливать особый режим использования земель, находящихся в муниципальной собственности. Считает, что суд необоснованно сослался на возможность проведения работ по инициативе юридических лиц, поскольку проявление соответствующей инициативы предполагает проведение непосредственно самих работ силами и за счет средств вышеуказанных лиц, а также необоснованно не учел, что охранное обязательство, содержащее спорное условие о разработке и проведении государственной историко-культурной экспертизы проекта охранной зоны подписано без согласия собственника объекта культурного наследия.

Открытое акционерное общество «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» представило отзыв на апелляционную жалобу, поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить, исковые требования – удовлетворить.

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Реброва О.С. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила отменить решение суда, жалобу – удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.

В силу части 3 статьи 156 АПК РФ данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» является собственником объекта культурного наследия - здания Дворца культуры, назначение: нежилое, общей площадью 2994,6 кв.м, Литер А, А1, А2, А3, этажность:2, подземная этажность:1, расположенное по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, д.37-39, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 66 АЖ №060466 от 13.08.2013 (повторное, взамен свидетельства №924475 серия 66 АВ от 21.03.2003).

На основании договора о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления №ДГНТ7-001606 от 16.04.2012, заключенного между истцом и третьим лицом, за истцом - Негосударственным частным культурным учреждением «Центр культуры и искусства НТМК» на праве оперативного управления за истцом был зарегистрирован объект - здание Дворца культуры, назначение: нежилое, общей площадью 2994,6 кв.м, Литер А, А1, А2, А3, этажность:2, подземная этажность:1, расположенное по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, д.37-39, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права серия 66 АЖ №060465 от 13.08.2013.

Указанный объект культурного наследия расположен на земельном участке с кадастровым номером 66:56:0110012:2, находящимся в муниципальной собственности и переданным Администрацией г. Нижний Тагил ОАО «ЕВРАЗ НТМК» по договору аренды земельного участка №46в-2011 от 29.07.2011 со сроком действия до 12.05.2060.

Между Негосударственным частным культурным учреждением «Центр культуры и искусства НТМК» (пользователь) и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (Министерство) 26.07.2013 подписано охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия областного значения, согласно условиям, которого пользователь обеспечивает сохранность памятника «Дом купца Ляпцева в стиле «модерн» - объекта культурного наследия областного значения, расположенного по адресу: муниципальное образование город Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 37 и несет ответственность за неизменность облика памятника.

Кроме того, между Негосударственным частным культурным учреждением «Центр культуры и искусства НТМК» (пользователь) и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (Министерство) к охранному обязательству от 26.07.2013 был подписан перечень работ по сохранению объекта культурного наследия от 26.07.2013, в соответствии с условиями которого пользователь, в том числе, обязался в 2013 году произвести научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы: разработать проект охранных зон памятника и провести государственную историко-культурную экспертизу данного проекта, представить проект охранных зон памятника совместно с заключением государственной историко-культурной экспертизы в Министерство для утверждения его Правительством Свердловской области в соответствии с законодательством.

Ссылаясь на то, что обязанности по разработке, проведению необходимой государственной историко-культурной экспертизы, представлению на утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, по мнению истца, возложены на органы исполнительной власти субъектов РФ и входят в их исключительную компетенцию, обратился в суд с настоящим иском.

Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия).

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 6 Закона).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 №245-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно п. 1 ст. 24 Закона Свердловской области от 21.06.2004 №12-ОЗ «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области» работы по сохранению (в том числе по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению для современного использования) объектов культурного наследия областного значения, а также по сохранению их территорий проводятся на основании письменных разрешений и заданий, выданных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с проектной документацией, согласованной с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Постановлением Правительства Свердловской области от 13.07.2012 №790-ПП «О функциях и полномочиях исполнительных органов государственной власти Свердловской области» Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области переданы функции и полномочия Министерства культуры и туризма Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), полномочия по осуществлению государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент подписания охранного обязательства) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в том

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу n А60-50223/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также