Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 по делу n А60-621/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3691/2008-АК

 

г. Пермь

08 июля 2008 года                                                                  Дело № А60-621/2008-С6

Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08.07.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н. П.

судей Богдановой Р.А., Грибиниченко О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатовой О.С.

при участии представителя третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Васильева В.В. - по доверенности от 01.02.2008г., удостоверение № 22,

в отсутствие  представителей заявителя ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 19 по Свердловской области и третьего лица ФГУП «Совхоз «Знаменский»

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 апреля 2008 года

по делу № А60-621/2008,

принятое судьей Колосовой Л.В.

по заявлению ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области

к Межрайонной ИФНС России № 19 по Свердловской области

третьи лица: 1) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области,

                            2) ФГУП «Совхоз «Знаменский»

о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы в ЕГРЮЛ,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее заявитель, территориальное управление Росимущества по Свердловской области) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц изменений в учредительные документы, связанных со сменой организационно-правовой формы Государственного унитарного предприятия «Совхоз «Знаменский».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2008 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, полагает, что заявитель пропустил срок на подачу искового заявления, поскольку о смене организационно-правовой формы заявителю стало известно в 2005 году. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области является .уполномоченным лицом на внесение изменений в устав предприятия.

Заявитель, заинтересованное лицо, ФГУП «Совхоз «Знаменский», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в заседание суда не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил суду, что поскольку предприятие создано Свердловским областным комитетом по управлению государственным имуществом, совхоз является собственностью субъекта, следовательно, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области вправе вносить изменения в его устав.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции  проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены нет.

Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации г. Сухой Лог № 211 от 01.03.1993г. было зарегистрировано государственное предприятие совхоз «Знаменский», учрежденное Свердловским областным комитетом по управлению государственным имуществом № 118 от 16.02.1993г. (л.д.40).

В соответствии с п. 1.1., 1.6 Устава, утвержденного председателем областного комитета по управлению государственным имуществом 16.02.1993г., совхоз «Знаменский» является государственным федеральным предприятием, его учредителем является Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (л.д.8-9).

На основании приказа № 236 от 09.08.2005 Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области в учредительные документы ФГУП «Совхоз «Знаменский» были внесены изменения в части указания организационно-правовой формы предприятия (л.д. 43).

В соответствии с утвержденным Уставом (в редакции № 2) организационно-правовая форма совхоза «Знаменский» установлена как государственное унитарное предприятие Свердловской области (л.д.44-45).

11.08.2005 ФГУП «Совхоз «Знаменский» обратился в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы (л.д.56-62).

16.08.2005 года Межрайонной ИФНС России № 19 по Свердловской области была осуществлена государственная регистрация данных изменений, внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (л.д.16-17).

Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы совхоза «Знаменский», суд первой инстанции установил, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области не является уполномоченным субъектом на внесение изменений в Устав совхоза «Знаменский».

Выводы суда являются правильными.

В соответствии со ст. 33 Закона РСФСР № 445-1 от 25.12.1990 г. (в редакции от 20.07.1993г.) «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами РСФСР.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона РФ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

На основании п. 1 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001г. для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Судом установлено, что для регистрации изменений, внесенных в учредительные документы предприятия, «Совхоз «Знаменский» представил документы, предусмотренные ст. ст. 12 и 17 Федерального закона № 129-ФЗ, в связи с чем, налоговый орган осуществил государственную регистрацию данных изменений.

Вместе с тем, при регистрации изменений в учредительные документы совхоза «Знаменский» налоговым органом не учтено следующее.

В соответствии с Указом Президента РФ № 1231 от 14.10.1992г. утверждены типовые положения о территориальных органах Госкомимущества России.

Согласно п. 2 Положения комитет по управлению государственным имуществом субъекта создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке государственные предприятия.

Распоряжением  ГКИ РСФСР от 24.10.1991 № 140-р на базе СОКУГИ сформировано территориальное агентство Госкомимущества РСФСР по Свердловской области.

Данное распоряжение продублировано повторно распоряжением ГКИ РСФСР от 05.02.1992 № 45-р, наделявшим правами территориальных агентств областные комитеты по управлению государственным имуществом.

Указанное право принадлежало СОКУГИ (в дальнейшем МУГИСО, повторный приказ МИО РФ № 133 от 18.12.2000 о наделении правами территориального органа МИО РФ) до создания Территориального управления Министерства имущественных отношений по Свердловской области, реорганизованное в результате административной реформы в Территориальное управление Федерального агентства по управлению  федеральным имуществом по Свердловской области (приказ МИО РФ № 17 от 21.01.2004).

В соответствии с п. 1 раздела 2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, утвержденного Приказом  Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005г. №37 Территориальное управление Федерального агентства по  управлению федеральным имуществом по Свердловской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Свердловской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче имущества юридическим и физическим лицам. 

Из анализа приведенных норм судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что создание совхоза «Знаменский» было произведено Свердловским областным комитетом по управлению государственным имуществом в пределах полномочий, предоставленных ему как территориальному органу Госкомимущества РФ, следовательно, данный факт не свидетельствует о том, что предприятие совхоз «Знаменский» является собственностью субъекта. Кроме того, из текста самого устава следует, что предприятие изначально создано как федеральное.

В силу ст. ст. 52, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации Устав предприятия утверждается учредителем (и им же вносятся изменения в Устав) единственным уполномоченным субъектом на внесение изменений в устав предприятия совхоз «Знаменский» является территориальное управление Росимущества по Свердловской области.

Непредставление в регистрирующий орган всех документов, перечисленных в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является безусловным основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, а уже внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменениях в учредительных документах полежит признанию недействительной.

Таким образом, поскольку Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области не являлось уполномоченным лицом на принятие решения о внесении изменений в учредительные документы, сведения в документах, представленных на государственную регистрацию, являются недостоверными, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для регистрации изменений в учредительные документы ФГУП «Совхоза «Знаменский».

Доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем пропущен срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, на подачу заявления, рассмотрены апелляционным судом и отклонены в силу того, что факт представления в Территориальное управление Росимущества по Свердловской области отчетности, в которой организационно-правовая форма совхоза «Знаменский» была указана как государственное унитарное предприятие Свердловской области не свидетельствует о том, что управлению Росимущества по Свердловской области было известно о факте регистрации данных изменений в ЕГРЮЛ.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области 17.04.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н. П. Григорьева

Судьи

Р.А. Богданова

О.Г. Грибиниченко

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 по делу n А60-7843/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также