Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А60-2248/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8690/2015-АК

г. Пермь

31 июля 2015 года                                                   Дело № А60-2248/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И. В.

судей  Васевой Е.Е., Васильевой  Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.,

при участии:

от заявителя Государственного учреждения – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 15) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) – не явились, извещены надлежащим образом;

от  заинтересованного лица Муниципального бюджетного учреждения «Центральная городская клиническая больница № 24» (ИНН 6664033808, ОГРН 1026605776922) – не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Муниципального бюджетного учреждения «Центральная городская клиническая больница № 24»

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2015 года

по делу № А60-2248/2015,

принятое судьей Н.В. Гнездиловой

по иску Государственного учреждения – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 15)

к Муниципальному бюджетному учреждению «Центральная городская клиническая больница № 24»

о возмещении ущерба,

установил:

Государственное учреждение – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 15) (далее – заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению «Центральная городская клиническая больница № 24»  (далее  - заинте6ресованное лицо, Учреждение) с требованием о взыскании суммы средств, полученных от филиала отделения Фонда по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением действующего законодательства, в размере 90157 руб. 69 коп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2015 года требования удовлетворены частично, с  Учреждения в пользу  Фонда взысканы  денежные средства в сумме 11 410 руб. 81 коп. В остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение  обратилось  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в  удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает на отсутствие правовых оснований для взыскания с Учреждения убытков, поскольку совокупность условий для наступления гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков материалами дела не подтверждается: не доказана причинно-следственная связь, между действиями ответчика и наступившими убытками Фонда, факт нецелевого использования денежных средств не подтвержден, порядок выдачи листков нетрудоспособности Учреждением не нарушен.

Фондом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

До начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей. 

Лица,  участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, муниципальное бюджетное учреждение «Центральная городская клиническая больница № 24» зарегистрировано в качестве страхователя в филиале № 15 Государственного учреждения — Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (регистрационный номер - 6606451953).

В период с 24.02.2014 г. по 21.03.2014 г. истцом  в отношении ответчика  была проведена плановая проверки организации и состояния экспертизы временной нетрудоспособности за период с 2012г. по 2013г.

По результатам проверки  составлен акт № 63 от 21.03.2014.

В ходе проверки Фондом выявлены  установлены нарушения ответчиком Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок):  выдача (продление) и закрытие листков нетрудоспособности без осмотра медицинским работником, выдача листка  при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, решение вопроса без  врачебной комиссии, отсутствие  отметок о нарушении режима.

На основании листков нетрудоспособности, оформленных с нарушениями Порядка, организациями-работодателями выплачены вышеперечисленным работникам пособия по временной нетрудоспособности на общую сумму 90157 руб.69 коп.

В целях возмещения сумм, выплаченных по выданным с нарушениями Порядка листкам нетрудоспособности, в адрес ответчика направлены 23.05.2014 г. и 30.07.2014 г. претензии с предложением возместить причиненный ущерб.

23.06.2014 г. за № 1459/12 и 10.09.2014 г. за № 2077/2 от ответчика получены письма с отказом от возмещения ущерба, в связи с чем Государственное учреждение – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 15) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области  с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные  требования в части , пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика  11410 руб. 81 коп., выплаченных по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением п. 13 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 г. № 624н (в ред. от 24.01.2012 г.) — при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, в отсутствие решения врачебной комиссии.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В части 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В части 3 пункта 18 Положения N 101 установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 10 Положения N 101, выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности (пункт 1 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик вправе обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе, предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ (введенным Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010) страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Таким образом, с 01.01.2010 Фонд вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

Из материалов дела следует, что предметом иска Фонда к Учреждению является возмещение ущерба, причиненного необоснованными действиями ответчика.

Вместе с тем возмещение ущерба - это мера гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно лишь при наличии условий, предусмотренных законом.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, основаниями для применения указанной меры ответственности являются обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ в возмещении убытков.

Из материалов дела следует, что заявленная Фондом ко взысканию сумма представляет собой сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователями за счет средств обязательного социального страхования застрахованному лицу на основании листков нетрудоспособности, выданных учреждением с нарушением Порядка, расходы на обязательное социальное страхование по которым приняты Фондом.

Исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной  инстанции пришел к выводу о том, что действия учреждения по выдаче спорных листков нетрудоспособности не находятся в прямой причинно-следственной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на их оплату,  нецелевое расходование средств социального страхования фондом не доказано, поскольку основания для выдачи спорных листков нетрудоспособности у учреждения имелись, факт наличия у застрахованных лиц заболеваний, послуживших основанием для выдачи листков нетрудоспособности, фондом не оспариваются, следовательно, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.

В соответствии п. 13 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 г. № 624н (в ред. от 24.01.2012 г.) — при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, в отсутствие решения врачебной комиссии.

Указанная норма введена с Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2012 № 31 н «О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н», зарегистрирована в Минюсте России 06.04.2012, опубликована в «Российской газете" 11.04.2012.

До 22.04.2012 года ответчик в своей деятельности законно руководствовался  п. 13 в прежней редакции, которой решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности врачебной комиссией производилось при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней.

На основании изложенного, в удовлетворении требований Фонда надлежит отказать в полном объеме.

Решение  Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2015 года по делу № А60-2248/2015подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение  Арбитражного суда Свердловской области от 25 мая 2015 года по делу № А60-2248/2015 отменить.

В удовлетворении требований отказать в полном объеме. 

Взыскать с Государственного учреждения – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 15) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) в пользу Муниципальному бюджетному учреждению «Центральная городская клиническая больница № 24» (ИНН 6664033808, ОГРН 1026605776922) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 3000 (Три тысячи) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

И.В.Борзенкова

Судьи

Е.Е.Васева

Е.В.Васильева

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А60-98/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также