Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2006 по делу n 17АП-2534/2006-ГК. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Пермь Дело № 17АП-2534/2006-ГК 27 декабря 2006 г.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дюкина В.Ю., судей Соларевой О.Ф., Крымджановой М.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребневой М.А., при участии в судебном заседании представителей от истца – ФГУ «Комарихинский лесхоз» (г. Чусовой Пермского края): Хоботин В.Н. по доверенности № 386 от 25.12.2006г., от ответчика – ООО «Пермтрансгаз» (г. Чайковский Пермского края): Латышев С.В. по доверенности № 01д-0018 от 17.01.2006г., от третьего лица – ОАО «Страховое общество газовой промышленности» (г. Москва): не явился, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица – ОАО «Страховое общество газовой промышленности» в лице Чайковского филиала на решение Арбитражного суда Пермской области от 10 октября 2006г. по делу № А50-11597/2006-Г-3 (судья Захарова Н.И.) по иску ФГУ «Комарихинский лесхоз» к ООО «Пермтрансгаз» о возмещении ущерба, У С Т А Н О В И Л: ФГУ «Комарихинский лесхоз» обратилось в арбитражный суд Пермской области с иском к ООО «Пермтрансгаз» о взыскании 1 354 314 руб. 72 коп., в том числе, 1 340 922 руб. 38 коп. в доход федерального бюджета в возмещение ущерба, причиненного имуществу государственного лесного фонда в результате пожара, произошедшего 29.05.2006г. по причине взрыва принадлежащего ответчику газопровода, и 13 392 руб. 34 коп. в пользу истца затрат по тушению пожара. Определением от 24.08.2006г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено ОАО «Страховое общество газовой промышленности» (ОАО «СОГАЗ»), застраховавшее гражданскую ответственность ООО «Пермтрансгаз» по договору страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасных производственных объектах № 3506DE0013 от 13.04.2006г. (л.д.34-42). В порядке ст. 49 АПК РФ истец уменьшил размер исковых требований на 134 055 руб. в части требования о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, в связи с чем общая сумма исковых требований составила 1 220 259 руб. 72 коп. Решением от 10.10.2006г. с ответчика взыскано 1 213 809 руб. 72 коп., в том числе, в доход федерального бюджета РФ 1 200 417 руб. 38 коп. в возмещение ущерба, причиненного лесному фонду, и в пользу истца 13 392 руб. 34 коп. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано. Третье лицо – ОАО «Страховое общество газовой промышленности» в лице Чайковского филиала, с решением не согласно по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Истец с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, приведенным в отзыве на указанную жалобу, считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Ответчик с принятым решением не согласен, доводы апелляционной жалобы поддерживает в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве на указанную жалобу. Рассмотрев дело в порядке, установленном ст. 266 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения. Как следует из материалов дела, 29.05.2006г. в процессе транспортировки газа на 206 км. магистрального газопровода «Н.Тура – Пермь 3» произошло разрушение газопровода с возгоранием газа (акт технического расследования аварии от 30.05.2006г. (л.д.20-23)). Термическому воздействию подверглась территория лесного фонда Комарихинского лесничества ФГУ «Комарихинский лесхоз»: в кварталах 61 (литеры 22 и 24) и 94 (литеры 9 и 11) на площади 3,0 га., что участвующими в деле лицами не оспаривается (ст. 65 АПК РФ). Как указывает истец, согласно Протоколу о лесном пожаре № 2 от 31.05.2006г. (л.д.15-16), с учетом составленного сторонами акта контрольного пересчета участков лесного фонда, пройденного пожаром… от 31.08.2006г. (л.д.55), в результате пожара уничтожено: древесины на корню - 250 куб.м., лесных культур - на площади 1,5 га. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, на основании ст. 111 Лесного кодекса РФ, ст. 1064 ГК РФ. По расчету истца, с учетом уменьшения размера исковых требований, общая сумма убытков от лесного пожара составила: - 1 138 226 руб. 70 коп. – ущерб от уничтожения деревьев и лесных культур, - 60 200 руб. – стоимость работ по очистке от захламленности (из расчета 280 куб.м.), - 8 440 руб. 68 коп. – затраты на создание лесных культур, - 13 392 руб. 34 коп. – затраты на тушение лесного пожара; всего 1 220 259 руб. 72 коп. Сумма затрат на тушение пожара определена согласно счету № 9 от 13.06.2006г. Государственного учреждения 27 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Пермской области (л.д.25) и не оспаривается. Расчет ущерба, причиненного лесному фонду, составлен истцом исходя из минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 127 от 19.02.2001г., на основании Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной Постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству № 1 от 22.04.1986г., в соответствии с таксами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 388 от 21.05.2001г. (в дальнейшем – Постановление № 388). Согласно таксам, утвержденным Постановлением № 388, незаконное уничтожение или повреждение лесных культур влечет взыскание в 5-кратном размере затрат, связанных с созданием лесных культур и уходом за ними до возраста поврежденных или уничтоженных, а незаконное уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев влечет взыскание в размере 50-кратной стоимости древесины уничтоженных или поврежденных деревьев, исчисленная по ставкам лесных податей за древесину, отпускаемую на корню. Заявитель апелляционной жалобы оспаривает применение при исчислении ущерба кратности, установленной Постановлением № 388. По общему правилу, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ). В соответствии со ст. 111 Лесного кодекса РФ, граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду, в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды», леса и иная растительность являются объектом охраны и компонентом природной среды (ст. ст. 1, 4). Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 указанного Закона РФ). В связи с тем, что иной методики возмещения вреда, причиненного лесному фонду, не существует, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о взыскании ущерба, размер которого определен согласно положениям Постановления № 388. В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, что, в свою очередь, обусловлено необходимостью полной компенсации вреда, причиненного окружающей природной среде. Поскольку указанные таксы установлены для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду, и имеют компенсационную природу, а не являются административной санкцией (штрафом), доводы апелляционной жалобы о необходимости установления факта лесонарушения лишь постановлением компетентного органа являются необоснованными. Так как факт лесного пожара, произошедшего 29.05.2006г., и причина его возникновения участвующими в деле лицами не оспариваются, а также, в связи с тем, что последствия пожара не укладываются в рамки лесопользования, предусмотренные законодательством РФ, что очевидно, утверждение ОАО «СОГАЗ» об отсутствии факта лесонарушения является необоснованным. Для наступления гражданско-правовой ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя элементами, вину причинителя вреда. Юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 1079 ГК РФ). В соответствии с Законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», объект, на котором осуществляется транспортировка газа, относится к категории опасных производственных объектов. Как следует из акта технического расследования аварии, причиной аварии явилось механическое повреждение при производстве строительно-монтажных работ. Лицо, виновное в возникновении аварии, актом расследования не установлено. Таким образом, поскольку ответственность владельца источника повышенной опасности наступает и при отсутствии вины, а обстоятельств, освобождающих его от ответственности за вред, причиненный этим источником, не установлено, вывод суда первой инстанции о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду с ответчика, является правильным, основан на материалах дела и соответствует требованиям законодательства РФ. Участие представителя ответчика в составлении протокола о лесном пожаре подтверждается соответствующей отметкой в этом протоколе (л.д.12,13). Довод ответчика о подписании доверенности неуполномоченным лицом не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку именно таким образом ответчик, извещенный о месте и времени оформления протокола, реализовал свое право на участие в его составлении. Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что сумма возмещения вреда, причиненного лесному фонду, подлежит зачислению в бюджет муниципального образования, на территории которого находятся поврежденные леса, а не в доход бюджета РФ, судом апелляционной инстанции рассмотрен и является необоснованным. В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ лесной фонд находится в федеральной собственности. Кроме того, положения ст. 51 Лесного кодекса РФ устанавливают, что финансовое обеспечение исполнения полномочий субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В соответствии со ст. 41, 51, 70 Бюджетного кодекса РФ денежные средства, поступившие в счет возмещения вреда, причиненного Российской Федерации, по своей природе являются бюджетными и относятся к неналоговым доходам федерального бюджета. Из изложенного следует, что ущерб, причиненный лесонарушением, подлежит взысканию в пользу собственника, т.е. в федеральный бюджет. Прочие доводы заявителя апелляционной жалобы не имеют правового значения для рассматриваемого дела, так как не могут повлечь иной вывод. Таким образом, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется. Арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает процессуальных нарушений, которые в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого решения. Государственная пошлина по апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, относится на заявителя апелляционной жалобы – ОАО «СОГАЗ». Поскольку при подаче апелляционной жалобы ОАО «СОГАЗ» уплатило государственную пошлину в большем размере, чем требуется, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату из бюджета РФ (подп.1 п.1 ст.333.40 НК РФ) в сумме 67 951 руб. Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Пермской области от 10.10.2006г. по делу № А50-11597/2006-Г-3 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Произвести возврат ОАО «Страховое общество газовой промышленности» из бюджета РФ 67 951 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной в связи с подачей апелляционной жалобы (платежное поручение № 3796 от 10.11.2006г.). Справку выдать.
Председательствующий В.Ю. Дюкин
Судьи О.Ф. Соларева М.С. Крымджанова Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2006 по делу n 17АП-2830/06-АК. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|