Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу n А50-1207/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6582/2015-АК

г. Пермь

24 июля 2015 года                                                              Дело № А50-1207/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,

судей                                 Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савватеевой К.В.,

при участии:

от заявителя ООО "Актион" – не явились;

от заинтересованного лица Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского – Рудаков К.П., паспорт, доверенность;

от заинтересованного лица Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края Петровой Н.Г. – не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованных лиц Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края и начальника Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края Петровой Н.Г.

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 30 марта 2015 года

по делу № А50-1207/2015,

принятое судьей Кетовой А.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Актион» (ОГРН 1127747178008, ИНН 7722792693)

к заинтересованным лицам: Финансовому управлению администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края (ОГРН 1025902174792, ИНН 5934050202),

начальнику Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края Петровой Н.Г.

о признании незаконным бездействия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Актион» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края, выразившееся в неисполнении исполнительного листа АС № 004957532 по делу № А50-2298/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующее пункту 6 статьи 242.2 БК РФ и об обязании допущенные нарушения прав и законных интересов общества; признании незаконным бездействие начальника Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края Петровой Натальи Геннадьевны, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях полного исполнения исполнительного листа АС № 004957532 по делу № А50-2298/2014, как несоответствующее пункту 5 статьи 242.2 БК РФ и об обязании начальника финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края Петрову Наталью Геннадьевну внести в сводную бюджетную роспись Горнозаводского муниципального района Пермского края изменения, необходимые для немедленного полного исполнения исполнительного листа АС № 004957532 по делу № А50-2298/2014 (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.03.2015 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованные лица Финансовое управление администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края и начальник Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского края Петрова Н.Г., обжаловали его в порядке апелляционного производства.

Из содержания апелляционной жалобы следует, что в 2014 году в бюджете муниципального района на цели исполнения судебных актов было выделено недостаточно денежных средств. В процессе исполнения бюджета 2014 года были изысканы дополнительные средства, были внесены изменения в бюджетную роспись по КБК 0113 на сумму 100 000 рублей. Учитывая, что на исполнении находятся исполнительные документы того же взыскателя с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению, общая сумма задолженности по исполнительным документам значительно превышает запланированные расходы, перераспределение расходов не привело бы к исполнению именно спорного документа. Направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете. Требования спорного исполнительного листа не исполнены в полном объеме. Удовлетворение требований общества означает необоснованное вмешательство суда в компетенцию муниципальной власти. Необоснованно указание суда на возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись со ссылкой на раздел 01 «Общегосударственные вопросы», подраздел 13 «Другие общественные вопросы». Заинтересованные лица при пропорциональном исполнении документов действовали с целью соблюдения баланса интересов всех лиц, чьи исполнительные листы находятся на исполнении. Все обязанности, возложенные на начальника финансового управления, выполнены, исполнительный лист не исполнен по причине недостаточности бюджетных ассигнований в бюджете муниципального образования на 2014 год.

Заинтересованные лица, просят решение Арбитражного суда Пермского края от 30.03.2015 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Финансового управления администрации Горнозаводского муниципального района Пермского в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

От иных лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермского края от 22.05.2014 по делу № А50- 2298/2014 с ответчика в лице Финансового управления в пользу общества за счет казны муниципального образования взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 3 384626 руб.47коп., а также в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 33197 руб.

Обществу, как взыскателю, Арбитражным судом Пермского края выдан исполнительный лист АС № 004957532, оригинал которого 24.07.2014 обществом направлен в финансовое управление с заявлением и приложенными копиями судебных актов.

Поскольку требования исполнительного листа АС №004957532 не были исполнены, общество обратилось в арбитражный суд.

Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности бездействия Финансового управления, выразившееся в неисполнении исполнительного листа АС №004957532, в течение трех месяцев со дня его поступления на исполнение. В связи с неисполнением положений действующего законодательства, суд первой инстанции обязал начальника Финансового внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального района в целях немедленного исполнения исполнительного листа.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Частью 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу положений раздела 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией арбитражного процесса.

Следовательно, вступивший в законную силу судебный акт и выданный на его основе исполнительный лист обязателен для исполнения, в частности, финансовым управлением и начальником финансового управления.

Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен, в частности, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», иными актами законодательства.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (действующего в спорный период) порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 БК РФ.

В соответствии с положениями гл. 24.1 БК РФ списание денежных средств производится с лицевых счетов получателей бюджетных средств.

Согласно п. 4 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Пунктом 3 постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006 года установлено, что согласно п. 6 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.

При этом, как указано в указанном постановлении Пленума, положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, финансовый орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

16.07.2014 обществом направлен в финансовое управление исполнительный лист АС №004957532.

Исполнительный лист получен финансовым управлением 24.07.2014, следовательно, исполнение решений арбитражного суда должно быть произведено не позднее трехмесячного срока с даты поступления исполнительных листов.

Однако финансовое управление возложенную на него законом обязанность по исполнению судебных актов не выполнило к 24.10.2014.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

В нарушение указанных положений норм права, каких-либо доказательств совершения действий, направленных на исполнение судебного решения, либо наличия уважительных причин невозможности их исполнения, Финансовым управлением в материалы дела и суду апелляционной инстанции представлено не было.

Согласно п. 5. ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В ч. 2 ст. 215.1 БК РФ в качестве одной из основ исполнения бюджетов установлено, что исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

В соответствии с п. 1 ст. 217 БК РФ установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи относится к полномочиям соответствующих финансовых органов, то есть Минфина России, финансовых органов субъектов РФ, финансовых органов муниципальных образований.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются руководителем соответствующего финансового органа.

В ходе исполнения бюджета

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу n А60-3433/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение, направить дело на рассмотрение суда первой инстанции  »
Читайте также