Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу n А60-13139/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8321/2015-АК

г. Пермь

22 июля 2015 года                                                            Дело № А60-13139/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,

судей                                 Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбуновой Л.Д.,

при участии:

от ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации – Мамедова Н.Н., удостоверение, доверенность;

от ответчика Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области – Ефремов Д.Ю., паспорт, доверенность;

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 19 мая 2015 года

по делу № А60-13139/2015,

принятое судьей Коликовым В.В.,

по иску Управления топливо-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (ИНН 6654007380, ОГРН 1026602231380)

к 1.Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)

2.Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области (ИНН 6661004608, ОГРН 1026605256589)

третье лицо: Управление Федерального казначейства по Свердловской области

о взыскании 1073250 руб. 00 коп.,

установил:

Управление топливо-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском в суд к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области о взыскании убытков в сумме 1 073 250 руб. 00 коп.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.05.2015 в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано. Исковые требования к Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области обжаловала его в порядке апелляционного производства.

Из содержания апелляционной жалобы следует, что в целом, суд первой инстанции правильно оценил обстоятельства дела. Представителем Министерства финансов РФ был представлен отчет по использованию субвенций и иных межбюджетных трансфертов в 2013 году в общем объеме 121779,0 тыс. руб. Выводы суда, являются неверными поскольку, субъекты РФ не обладают полномочиями по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, в связи с чем, Свердловская область не вправе расходовать представленные субвенции на указанные цели. Представитель Министерства финансов РФ злоупотребил процессуальным правом, ввел суд в заблуждение, так как меры социальной защиты инвалидов по обеспечению жилья относятся к расходным обязательствам РФ. В отсутствие прямого законодательного указания на источники финансирования представления жилья гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в квартире невозможно, представление жилья должно осуществляться органом местного самоуправления с последующим возмещением затрат за счет средств федерального бюджета.

Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.05.2015 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области.

Представитель Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

От иных лиц, участвующих в деле в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Талицкий районный суд Свердловской области решением от 07.12.2012 по делу №2-776/2012 обязал истца предоставить Тельминовой Галине Сергеевне на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Во исполнение решения Талицкого районного суда между истцом и Сунцовой Верой Ивановной заключен договор купли-продажи от 18.10.2013, по условиям которого Сунцова В.И. обязалось передать в муниципальную собственность благоустроенную квартиру по адресу: Свердловская область, город Талица, улица Льва Толстого, дом № 7, кв. 12.

Согласно п. 2.1 договора купли-продажи цена договора составляет                      1 073 250 руб.

На основании договора №93 социального найма жилого помещения от 02.12.2013 вышеуказанная квартира предоставлена Тельминовой Галине Сергеевне в бессрочное владение и пользование.

В связи с необходимостью несения расходов по предоставленным льготам при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты «в», «з»), 75 (часть 3), 114 (пункт «а» части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 40 (часть 3) и 39 (часть 1).

Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).

В отношении же инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, указанной выше статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

По настоящему делу Тельминова Галина Сергеевна была признана нуждающейся в предоставлении жилья, и поставлена на соответствующий учет после 1 января 2005 года.

Между тем суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в Свердловской области действует закон от 20.02.2006 №3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования».

В соответствии с п.п.1) ст. 2 Закона Свердловской области от 20.02.2006 № 3-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» (далее - 03 от 20.02.2006 №3-03) учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования подлежат граждане, имеющие право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использовании граждане, признанные но основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых но договорам социального найма, и относящиеся к категориям граждан, определенным законами Российской Федерации или законами Свердловской области.

Согласно ч. 1-1 ст. 3 03 от 20.02.2006 №3-03 ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета.

В материалах дела имеется постановление Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа от 11.10.2013 №147 «О включении в списки граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» согласно которому Тельминова Галина Сергеевна, как инвалид, включена в список граждан, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Закон Свердловской области от 07.12.2012 № 96-03 «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.

В силу ч. 3 ст. 4 03 от 07.12.2012 №96-03 жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для социальной защиты отдельных категорий граждан предоставляются гражданам после распределения таких жилых помещений.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 03 от 07.12.2012 №96-03 порядок распределения жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области.

Согласно ч.2 ст. 5 03 от 07.12.2012 №96-03 решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, указанных в части первой пункта 1 и подпунктах 1, 8 и 11 пункта 2 статьи 2 настоящего Закона, принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что на территории Свердловской области Правительством Свердловской области приняты законы, которые регулируют жилищные правоотношения в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, следовательно, публично-правовым образование, к расходным обязательствам которого должно быть отнесено финансирование соответствующих расходов является Свердловская область.

Расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, то есть Свердловской области, а не Российской Федерации.

Кроме того, как следует из представленного в материалы дела отчета Управления Федерального казначейства по Свердловской области об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, из федерального бюджета в 2013 году в бюджет Свердловской области поступили денежные средства в размере 121779000 руб. в качестве субвенции на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Российской Федерацией, обязанность по причислению субвенций в отношении Свердловской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, исполнена в 2013 году в полном объеме.

Поскольку Российская Федерация исполнила принятые на себя обязательства в полном объеме; орган администрации, выполнив обязанность по предоставлению жилого помещения Тельминовой Г.С., не получил от субъекта Российской Федерации компенсации стоимости квартиры, суд первой инстанции на основании статей 16, 1069 ГК РФ пришел к правильному выводу об удовлетворении иска за счет казны Свердловской области.

Талицкий городской округ не является участником межбюджетных отношений, а потому отклоняется ссылка на то, что представление жилья должно осуществляться органом местного самоуправления с последующим возмещением затрат за счет средств федерального бюджета.

Ссылки Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области на нарушение единообразия судебной практики также не являются обоснованными (определение Верховного суда РФ от 03 марта 2015 года №305-ЭС15-534).

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

 

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 мая 2015 года по делу № А60-13139/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

В.Г.Голубцов

Судьи

Е.В.Васильева

Н.М.Савельева

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2015 по делу n А60-12512/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также