Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу n А60-14366/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/аСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-4020/2008-АК
г. Пермь 03 июля 2008 года Дело № А60-14366/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г. судей Григорьевой Н.П., Гуляковой Г.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И. при участии: от заявителя ЗАО «Союз С» Симчук А.Н. (паспорт 6507 320372, доверенность от 30.06.2008 г.), Евдокимов Д.Н. (паспорт 3701 249550, доверенность от 07.05.2008 г.), от ответчика Межрайонной ИФНС России №3 по Свердловской области Омельченко Е.В. (удостоверение №373163, доверенность №103-08 от 09.01.2008 г.), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ЗАО «Союз С» на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 мая 2008 года по делу № А60-14366/2007, принятое судьей Морозовой Г.В. по заявлению ЗАО «Союз С» к Межрайонной ИФНС России № 3 по Свердловской области о признании недействительным решения установил: ЗАО «Союз С» (далее общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения №126 от 29.06.2007 г. вынесенного Межрайонной ИФНС России № 3 по Свердловской области (далее налоговый орган) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В связи с отказом общества от заявленных требований в части взыскания НДФЛ, соответствующих пени и штрафа, дело судом прекращено по основаниям п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.05.2008 г. требования общества удовлетворены в части признания оспариваемого решения недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по НДС по п.1 ст.122 НК РФ и по пунктам 1, 2 ст.119 НК РФ, по п.1 ст.122 за неполную уплату сумм единого налога в сумме 53 529, 50 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. Не согласившись с судебным актом в части отказа в удовлетворении требований в части доначисления НДС в сумме 1 383 345, 30 руб., пеней в сумме 428 470, 24 руб., единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 165 217, 50 руб., пеней по налогу в сумме 43 419, 73 руб., общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в оспариваемой части, поскольку определение НДС произведено инспекцией на основании банковских выписок, платежных поручений, регистров бухгалтерского учета, а не на основании счетов – фактур, применение ст. 75 НК РФ к неплательщику НДС неправомерно, налоговая база по единому налогу за 2005 г. должна быть уменьшена на сумму НДС, полученного от контрагентов и на сумму убытков, полученных в 2004 г. Инспекцией представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому считает обоснованным начисление НДС при выставлении счетов – фактур с указанием отдельной строкой сумм НДС и наличием платежных поручений с выделением суммы налога. При неуплате сумм НДС в бюджет и непредставлением уточненной налоговой декларации, уменьшение налоговой базы неправомерно. В судебном заседании представителями сторон в полном объеме поддержаны доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее. Представителем налогоплательщика указано на не обжалование решения инспекции в части начисления штрафных санкций по ст.119, 122 НК РФ по НДС, в части штрафа по ст.122 НК РФ по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО. Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266 АПК РФ, в пределах апелляционной жалобы в соответствии с п.5 ст.268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 3 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Союз С», по результатам которой составлен акт от 06.06.2007 г. № 31 и вынесено решение от 29.06.2007 г. № 126 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Указанным решением обществу, в том числе доначислены НДС в сумме 1 383 345, 30 руб., соответствующие пени и штрафы по ст.119, 122 НК РФ, Единый налог, уплачиваемы в связи с применением УСН в сумме 317 647, 50 руб., соответствующие пени и штраф по ст.122 НК РФ. Основанием к доначислению послужили выводы о неправомерном неперечислении НДС в бюджет при выставлении счетов – фактур с выделением суммы НДС обществом, применяющим УСН, уменьшение налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на суммы доначисленного НДС не производится, поскольку уплата НДС в бюджет не произведена, сумма убытка, полученного в предыдущие периоды, уменьшает налоговую базу при представлении уточненной налоговой декларации. Полагая, что решение инспекции вынесено с нарушением закона, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Суд первой инстанции исходил из правомерности доначисления НДС, соответствующих пени при доказанности налоговым органом выставления счетов – фактур с выделением суммы НДС, отсутствия оснований для уменьшения налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, при определении выручки от реализации исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, убыток за 2004 г. не подлежит учету при отсутствии уточненной налоговой декларации. Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части. В соответствии с п.1 ст. 346.12 НК РФ ЗАО «Союз С» является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, что предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДС, согласно положениям статьи 346.11 НК РФ. При проведении проверки инспекцией установлено выставление обществом при оказании услуг покупателям ООО «Ремстрой», ООО «НПП «Сплав», ООО «АрхСтройМонтаж», ООО «Союз С», ООО «РОСК» и ООО «Санкос» счетов - фактур с выделением сумм НДС, что следует из представленных счетов-фактур, книг продаж по встречным проверкам от предприятий – контрагентов. В то же время непосредственно на предприятии оформлялись другие экземпляры счетов-фактур, без указания НДС. Факт правонарушения подтверждается также, платёжными поручениями на поступление выручки, а также выписками банка о поступлении выручки на расчетные счета с учетом НДС. Сумма налога на добавленную стоимость – 1 383 345,30 рублей определялась с учетом результатов встречных налоговых проверок на основании данных налогоплательщика, по представленным реестрам и на основании платежных документов. При этом налоговые декларации не представлялись и в бюджет налог не перечислялся. В соответствии п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". Подпунктом 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками или являющимися налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, счета-фактуры покупателю с выделением суммы НДС, налог подлежит уплате в бюджет. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). На основании представленных в материалы дела документов суд первой инстанции правомерно установил, что в проверяемый период общество оказывало услуги организациям, и уплачивало единый налог на вмененный доход, поэтому не являлось плательщиком налога на добавленную стоимость. Обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникла у налогоплательщика в связи с выставлением счетов-фактур покупателям, в которых этот налог был неправомерно выделен. Судом первой инстанции сделан правильный вывод, о правомерности доначисления обществу НДС в сумме 1 383 345, 30 руб., и не подлежащей применению ответственности по п.1 ст.122, п. 1, 2 ст.119 НК РФ в виде взыскания штрафных санкций, так как общество не является субъектом ответственности. В то же время судом отказано в удовлетворении требований заявителя в части признания оспариваемого решения недействительным в части начисления пени по НДС. Поскольку НДС является косвенным и подлежит уплате именно покупателями товаров (работ, услуг) в федеральный бюджет, то с учетом вышеуказанных норм суд первой инстанции сделал правильный вывод о правомерности требования налогового органа о взыскании с предпринимателя как с лица, получившего НДС с покупателя, в федеральный бюджет сумм НДС по указанным счет - фактурам. В то же время, является ошибочным вывод суда первой инстанции о взыскании с предпринимателя пеней начисленных на неуплаченную сумму налога. Нормы главы 21 НК РФ не содержат положений, согласно которым лицо, не являющееся налогоплательщиком, но получившее сумму налога от покупателей, приобретает статус налогоплательщика. У него лишь возникает обязанность перечислить в бюджет полученную сумму налога. Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из содержания названной нормы следует, что пеня как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) применяется к налогоплательщикам (плательщикам сборов) и налоговым агентам и не подлежит применению к лицам, не признаваемым плательщиками НДС, в случае нарушения ими требований п. 5 ст. 173 НК РФ. Таким образом, обязанность по уплате пеней возникает у лиц, которые являются налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недействительности оспариваемого решения налогового органа в части начисления пеней на сумму начисленного НДС, доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене в части. В соответствии с оспариваемым решением №126 налогоплательщику доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в сумме 165 217, 50 руб., соответствующие пени в размере 43 419, 73 руб. в связи с отказом в уменьшении налоговой базы за 2005 г. на сумму 619 221, 36 руб. в виде суммы НДС за 2005 г., полученной от контрагентов и подлежащей уплате в бюджет, и на сумму убытка, полученного заявителем в 2004 г. Начисление штрафных санкций по единому налогу за 2005 г. и доначисление налога за 2004 г. налогоплательщиком в апелляционной инстанции не оспариваются. Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции по эпизоду формирования обществом в 2005 году налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом ссылка общества на то, что в данном случае следует применять положения п. 1 ст. 248 НК РФ, подлежит отклонению. В соответствии со статьей 346.14 НК РФ объектом налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Из материалов дела следует, что Общество избрало объект обложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. В п. 1 ст.346.15 НК РФ указано на то, что организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 названного Кодекса, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. Таким образом, действие статьи 248 НК РФ на главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса не распространяется. Согласно п.1 и 2 ст.249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Следовательно, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, в добровольном порядке выставляющая покупателям счета-фактуры и уплачивающая полученные суммы налога на добавленную стоимость в бюджет должна отнести, поступившие на ее расчетный счет (в кассу) средства в полном объеме (включая сумму налога на добавленную стоимость) к доходам от реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, суммы денежных средств, поступившие на расчетный счет (в кассу) организации в виде налога на добавленную стоимость, подлежащего перечислению в бюджет, увеличат налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При таких обстоятельствах суд обоснованно признал правомерным включение налоговым органом заявителю в состав доходов, полученных им за 2005 год, НДС в размере 619 221, 36 руб., поступивших в составе стоимости за реализованные товары (работы, услуги), и увеличение на эту сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем налогового органа указано на наличие у налогоплательщика права на исключение данных сумм из доходной части при уплате соответствующих сумм полученного НДС в бюджет и представлении соответствующей налоговой декларации. В то же время, апелляционной инстанцией установлена Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу n А60-31795/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|