Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 по делу n А50-4694/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-4083/2008-АК

 

г. Пермь

02 июля 2008 года                                                   Дело № А50-4694/2008­­

Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02.07.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р. А.

судей  Гуляковой Г.Н., Грибиниченко О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И.,

при участии:

от заявителя -  ФГУП ордена «Знак Почета» Пермский племенной конный завод № 9 – не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

от заинтересованных лиц - Судебного пристава-исполнителя ОСП по Пермскому району УФССП по Пермскому краю Щербаковой И.В. - не явились, извещены надлежащим образом, Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю – Пономарева  Л.С. (удостоверение  № 132195, доверенность  от 19.05.2008г.),

от третьего лица – ИФНС  России по Пермскому району Пермского края – не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заявителя - ФГУП ордена «Знак Почета» Пермский племенной конный завод № 9, заинтересованного лица – Управления Федеральной службы  судебных приставов по Пермскому краю,

на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 мая 2008 года

по делу № А50-4694/2008,

принятое судьей Ситниковой Н.А.

по заявлению ФГУП ордена «Знак Почета» Пермский племенной конный завод № 9

к Судебному приставу-исполнителю ОСП по Пермскому району УФССП по Пермскому краю Щербаковой И.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю

третье лицо: ИФНС России по Пермскому району Пермского края

о признании недействительным постановления в части,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие ордена «Знак Почета» Пермский племенной конный завод № 9 (далее- предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Отдела  судебных приставов по Пермскому району УФССП по Пермскому краю Щербаковой И.В. (далее – судебный пристав-исполнитель) от 10.03.2008г. о взыскании исполнительского сбора в части, превышающей 2 % от размера взыскиваемой суммы.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.05.2008г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным  постановление судебного пристава-исполнителя от 10.03.2008г. в части взыскания исполнительского сбора в сумме, превышающей  5,25% от подлежащей взысканию суммы (2470 руб. 67 коп.).

Не согласившись с принятым решением суда, предприятие и  Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю  обратились с апелляционными жалобами.

Предприятие в апелляционной жалобе просит  решение суда изменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы предприятия сводятся к тому, что при разрешении спора необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», а не Федеральным законом от 02.10.2007г. № 129 «Об исполнительном производстве».

 Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. При этом указывает, что основания для снижения исполнительского сбора отсутствуют.

В судебном заседании представителем  Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю была поддержана апелляционная жалоба по доводам, изложенным в ней, были изложены возражения относительно жалобы противоположной стороны по делу.

Предприятие, судебный пристав-исполнитель, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из обстоятельств дела, 20.12.2007г.  на основании постановления Межрайонной ИФНС России по Пермскому району Пермского края от 19.12.2007г. № 615 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 54958/1594/14/2007 о взыскании с предприятия задолженности по налогам  (пени) в сумме  47060 руб. 48 коп. (л.д. 32).

В данном постановлении установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.    

В связи с неисполнением  предприятием требования  исполнительного документа в установленный  для этого срок, судебный пристав-исполнитель 10.03.2008г. вынес постановление о взыскании с предприятия   исполнительского сбора в размере 7 % от взыскиваемой суммы, что составляет 3294 руб. 23 коп. (л.д. 13). 

Не согласившись с принятым постановлением о взыскании исполнительского сбора, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части, превышающей 2 % от размера взыскиваемой суммы.

Суд, принимая во внимание объективные  причины, препятствующие  своевременному добровольному исполнению требований исполнительного документа, нарушение баланса частных и публичных интересов, снизил размер исполнительского сбора, признав недействительным постановление судебного пристава-исполнителя в части взыскания сбора в размере, превышающем 2470 руб. 67 коп. (5,25 %) от взыскиваемой суммы.

Выводы суда соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела.

На основании  п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся  в исполнительном документе требований,  который не может  превышать  пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из содержания п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П следует, что размер исполнительского сбора, установленный п. 1 ст. 81 Закона представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Согласно п. 4 постановления указанный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (части 1), 35 (частей 1 - 3) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

По смыслу указанного постановления, правоприменитель обязан определить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора с учетом конкретных обстоятельств неисполнения должником требований исполнительного документа.

Арбитражный суд, признавая постановление судебного пристава-исполнителя недействительным  в части взыскания исполнительского сбора в размере, превышающем 2470 руб. 67 коп. (5,25%), принял во внимание следующие обстоятельства: наличие у предприятия объективных причин, препятствующих  своевременному  добровольному  исполнению требований исполнительного документа, финансовое положение  предприятия, с учетом которого  взыскание исполнительского  сбора в размере 7 % от взыскиваемой суммы способно повлечь нарушение баланса частных и публичных  интересов, поскольку размер исполнительского сбора в сложившейся ситуации  для общества является обременительным.

При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы судебного пристава-исполнителя об отсутствии оснований для снижения  исполнительского сбора подлежат отклонению.

С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции  обоснованно пришел к выводу о недействительности  постановления судебного пристава-исполнителя от 10.03.2008г. в части взыскания исполнительского сбора в размере, превышающем 2470 руб. 67 коп.  (5,25%).

Доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего спора следует руководствоваться Федеральным законом от 21.07.1997г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежат отклонению, поскольку в силу ст. 129 Федерального закона  от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»  с 01.02.2008г. утратил силу  Федеральный закон от  21.07.1997г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве.

Поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления действовал Федеральный закон от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», то нормы указанного Закона подлежат применению при рассмотрении настоящего дела.

При таких обстоятельствах, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что на основании ч. 2 ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются, уплаченная ФГУП ордена «Знак Почета» Пермский племенной  конный завод № 9 госпошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Пермского края от 05.05.2008г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Возвратить  ФГУП ордена «Знак Почета» Пермский племенной конный завод № 9 из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную платежным поручением № 1174 от  02.06.2008г.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Р.А. Богданова

Судьи

Г.Н. Гулякова

О.Г. Грибиниченко

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 по делу n А60-2137/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также