Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу n А71-6486/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3463/2012-ГК

г. Пермь

23 июня 2015года                                                         Дело № А71-6486/2011

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:    

председательствующего Поляковой М.А.,

судей                   Нилоговой Т.С., Романова В.А.                        

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Кирьяновой О.Н.,

при участии:

от представителя собрания кредиторов – Гарифуллина А.О., паспорт, протокол собрания кредиторов от 27.05.2014;

от уполномоченного органа – Иванченко М.В., паспорт, доверенность от 09.04.2015;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Администрации г. Ижевска на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 апреля 2015 года об обязании Администрации г. Ижевска принять имущество должника,

вынесенное судьей Ломаевой Е.И. в рамках дела № А71-6486/2011 о признании несостоятельным (банкротом) ОАО «Ижевский машиностроительный завод» (ОГРН 1021801434566, ИНН 1826001070),

установил:

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.04.2012  ОАО "Ижевский машиностроительный завод" (далее по тексту – должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.11.2012 конкурсным управляющим должника утвержден Авилов Владимир Иванович.

23.01.2015 в Арбитражный суд Удмуртской Республики поступило заявление конкурсного управляющего должника об обязании Администрации города Ижевска принять имущество ОАО "Ижевский машиностроительный завод", а именно: Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: г. Ижевск, пр. Дерябина, 2.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.02.2015 к участию в обособленном споре в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.04.2015 заявление конкурсного управляющего должника удовлетворено. Суд обязал Администрацию города Ижевска принять имущество ОАО "Ижевский машиностроительный завод" – Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: г. Ижевск, пр. Дерябина, 2.

Не согласившись с вынесенным определением, Администрация города Ижевска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда от 24.04.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления конкурсного управляющего должника о понуждении к принятию имущества  ОАО "Ижевский машиностроительный завод".

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой отечественной войны, является объектом культурного наследия регионального значения.  В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.02.2012 3 65 «О Министерстве культуры, печати и информации Удмуртской Республики» управление охраной и сохранением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения является одной их основных функций Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики.

Кроме того, отмечает, что из анализа ст. 132 Закона о банкротстве следует, что законодатель разграничил в норме права объекты культурного наследия и социально значимые объекты. Передаче в муниципальную собственность подлежат только социально значимые объекты. Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой отечественной войны, не относится к социально значимым объектам, является объектом культурного наследия.

Также указывает, что на основании норм Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия должен обеспечить доступ к объекту культурного наследия. Монумент Славы расположен на земельном участке, не являющемся муниципальной собственностью. Монумент расположен на закрытой, охраняемой территории завода (открытого доступа к памятнику лицам, не имеющим специального разрешения, не имеется), в связи с чем, Администрация города Ижевска не сможет исполнить определение суда от 06.04.2015 в связи с отсутствием полномочий по обеспечению доступа к объекту культурного наследия.

До судебного заседания во исполнение определения Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 Администрацией города Ижевска представлены доказательства направления копий апелляционной жалобы в адрес лиц, участвующих в деле.

От конкурсного управляющего, уполномоченного органа поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых последние просят определение арбитражного суда от 24.04.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От Администрации города Ижевска поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителей.

В судебном заседании представитель собрания кредиторов, представитель уполномоченного органа позицию конкурсного  управляющего поддержали, просят оставить судебный акт без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Все лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В силу ст.ст. 156, 266 АПК РФ неявка лиц не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.

Как указывалось ранее, решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.04.2012 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Как следует из материалов дела о банкротстве, Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр. Дерябина, 2, по состоянию на 01.07.1992 входил в перечень объектов заданий и сооружений отдела 006 ГЗ «Ижмаш» (л. д. 47-50); соответственно, был включен в состав конкурсной массы должника.

Согласно Перечню объектов культурного наследия федерального, регионального значения и выявленных объектов культурного наследия (памятников археологии), расположенных на территории города Ижевска (л. д. 41-45) Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны. Авторы В.И. Лоскутов, Б.М. Балицкий, Л.В. Аллилуев. 1970, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр. Дерябина, 2, отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.

Решением комитета кредиторов должника 04.08.2014 утверждены Предложения о продаже на открытых торгах имущества ОАО "Ижевский машиностроительный завод", а именно: Монумента Славы, посвященного боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр. Дерябина, 2 (л. д. 10-24). Согласно пункту 5.7 Предложений о продаже на открытых торгах в форме конкурса имущества, принадлежащего ОАО «Ижевский машзавод» (памятник истории и культуры) от 04.08.2014 в случае, если повторные торги в форме конкурса по продаже имущества Должника признаны несостоявшимися, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов, продаваемое на торгах имущество Должника подлежит передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Торги, назначенные на 26.09.2014, признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. Повторные торги, назначенные на 07.11.2014, также признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок (л. д. 27-32).

Конкурсным управляющим в адрес Администрации города Ижевска неоднократно направлялись письма с просьбой о принятии указанного имущества от 15.04.2013 (№ ИМ-01/09  (л. д. 33), от 09.06.2014 № Иж/15 (л. д. 35),  от 17.11.2014 № ШИ-01/56 (л. д. 37-38)).

Письмами от 31.07.2013 № 01-18-2333 (л. д. 34), от 05.08.2014 № 4186/01-27ДО  (л. д. 36) Администрация города Ижевска отказалась принять объект в муниципальную собственность, поскольку памятник расположен на территории ОАО «Ижевский машзавод».

Письмом Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска от 19.12.2014 № 01-19/3260  (л. д. 39) конкурсному управляющему сообщено о том, что основания для включения объекта культурного наследия в муниципальную собственность отсутствуют, так как Монумент Славы расположен на земельном участке, не являющемся муниципальной собственностью.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения конкурсного управляющего должника с настоящим заявлением в суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявления конкурсного управляющего должника об обязании принять спорное имущество ОАО "Ижевский машиностроительный завод".

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке  ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В силу ст. 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О несостоятельности (банкротстве)" все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (п. 2 ст. 131 Закона о банкротстве).       

К такому иному имуществу, как следует из пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве, относятся социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 данного Закона. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

В соответствии с п. 4 ст. 132 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

По смыслу приведенных норм права передаче социально значимых объектов в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования предшествует комплекс мероприятий по реализации указанного имущества на торгах с целью формирования конкурсной массы и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 Постановления Пленума ВАС № 60 от 23.07.2009 «О некоторых вопросах, связанных с принятием ФЗ от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 статьи 132 Закона о банкротстве, и жилищного фонда социального использования осуществляется соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Судом первой инстанции проведен анализ положений статьи 132 Закона о банкротстве и сделан вывод о том, что, несмотря на то, что законодателем отдельно в пункте 5 статьи 132 Закона о банкротстве не обозначены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации применительно к их дальнейшей судьбе в случае их не реализации в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, это имущество, которое согласно статье 1 Федерального закона № 73-ФЗ признается особым видом недвижимого имущества, не может оставаться бесхозным в случае ликвидации собственника этого имущества.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, представляют собой объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу n А71-401/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также