Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А71-15605/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-6349/2015-АК

г. Пермь

17 июня 2015 года                                                   Дело № А71-15605/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Васевой Е. Е.

судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шабалиной А.В.

при участии:

от истца – индивидуального предпринимателя Гафаровой Светланы Анатольевны (ОГРНИП 304183803500103, ИНН 182700890966): не явились,

от ответчиков – Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360): не явились,

от третьих лиц – Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики: не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 апреля 2015 года

по делу № А71-15605/2014,

принятое судьей Лиуконен  М.В.

по иску индивидуального предпринимателя Гафаровой Светланы Анатольевны

к Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

третьи лица: Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики

о взыскании 1 451 111 руб. убытков,

установил:

индивидуальный предприниматель Гафарова Светлана Анатольевна (далее – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшения исковых требований) о взыскании с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики 488 921 руб., с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 956 030 руб. убытков, возникших в связи с перевозкой в 2014 году льготных категорий пассажиров.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.04.2015 исковые требования удовлетворены, в пользу индивидуального предпринимателя Гафаровой С.А. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 956 030 руб. убытков, с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики взыскано 488 921 руб. убытков.

Не согласившись с принятым решением, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации – Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование жалобы Российская Федерация указывает на недоказанность истцом факта причинения ему убытков. Учитывая произведенные истцу выплаты на основании Порядка распределения сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право по получение мер социальной поддержки, утвержденного приказом Миндортранса Удмуртской Республики от 29.10.2010 № 287, истец должен представить доказательства, подтверждающие фактическое число перевезенных пассажиров, в отношении которых установлены льготы, количество осуществленных ими поездок и стоимость каждой из них, что свидетельствовало бы о наличии у истца убытков, не покрытых суммой перечисленных денежных средств.

Судом не учтено, что финансирование каких-либо обязательств Удмуртской Республики постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» (далее – Постановление № 170) из федерального бюджета исключено, финансирование выпадающих доходов транспортным предприятиям, осуществляющим перевозку льготных пассажиров в городском и пригородном сообщении, не является расходным обязательством Российской Федерации.

Судом при вынесении решения применены распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 № 183-р, Постановление № 170 в части, касающейся финансирования льгот по федеральному регистру льготников из федерального бюджета, приказа Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2006 № 49, недействующие с 2010 года.

Министерство финансов Удмуртской Республики представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с решением суда первой инстанции. Полагает, что в полном объеме выполнило обязательства перед предпринимателем, распеределив денежные средства из предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики средств в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, между перевозчиками.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между индивидуальным предпринимателем Гафаровой С.А. (транспортная организация) и Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики (министерство) заключен договор от 06.02.2014 об обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, предметом которого является обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики (п. 2.1 договора).

В соответствии с п. 2.2 договора возмещение расходов транспортной организации, связанных с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, производится в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике».

Согласно п. 3.1.1 договора транспортная организация предоставляет в полной мере транспортные услуги отдельным категориям граждан на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету.

Транспортная организация обеспечивает учет продажи социальных проездных билетов раздельно по отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики (п. 3.1.3 договора).

На основании п. 3.2.1 договора министерство возмещает транспортной организации расходы, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с распределением сумм в обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что предприниматель в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 осуществлял перевозку пассажиров, в том числе с использованием социальных проездных документов.

Сводными актами сверки за январь-декабрь 2014 года подтверждается реализация предпринимателем социальных проездных билетов отдельным категориям граждан, имеющим право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета удмуртской Республики.

Как указывает предприниматель, обязательства по предоставлению в 2014 году прав проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств федерального бюджета, на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения исполнены им в полном объеме на сумму 956 030 руб.; по социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств регионального бюджета, - на сумму 1 532 970 руб.

По расчету истца размер компенсации за перевозку отдельных категорий пассажиров по социальным проездным билетам, включенных в федеральный регистр, должен составлять 956 030 руб., по социальным проездным билетам, включенных в региональный регистр, - 1 532 970 руб. (л.д. 72)

За указанный период расходы предпринимателя за перевозку отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, не оплачены, за перевозку отдельных категорий граждан, включенных в региональный регистр, оплачены не в полном объеме, на сумму 1 044 049 руб., в результате чего у предпринимателя возникли убытки в общей сумме 1 444 951 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции признал доказанным факт оказания предпринимателем транспортных услуг и несения убытков в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан по социальным проездным билетам, финансируемым за счет средств федерального и регионального бюджетов. При этом суд первой инстанции признал обоснованным размер убытков истца, определенных путем умножения количества проданных социальных проездных билетов, количества поездок в месяц (50) на стоимость одной поездки в общественном транспорте (16 и 17 руб.) за вычетом стоимости социальных проездных билетов.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исходя из содержания вышеприведенных норм, при обращении в суд с исковым заявлением о возмещении вреда, причиненного государственным органом, истец должен доказать факт причинения вреда, факт совершения действия либо факт бездействия органа, незаконность действий (бездействия) государственного органа, причинную связь между действием (бездействием) органа и наступившим вредом; размер причиненного вреда.

Согласно п. 1 ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.

В соответствии с п. 2, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу абзаца 2 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 по делу n А60-47977/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также