Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу n А50-1080/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный актСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-5749/2015-АК г. Пермь 16 июня 2015 года Дело № А50-1080/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2015 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Муравьевой Е.Ю., судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И., при участии: от заявителя МУП «Водоканал»: не явились; от заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю: не явились; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя муниципального унитарного предприятия «Водоканал» на решение Арбитражного суда Пермского края от 17 марта 2015 года по делу № А50-1080/2015, принятое судьей Катаевой М.А., по заявлению муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (ОГРН 1025902036863, ИНН 5920005217) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442) о признании предписания недействительным в части, установил: муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее – заявитель, МУП «Водоканал») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее – административный орган) от 18.11.2014 № 157/1/1 в части пунктов 1-10 предписания, выданного в отношении здания управления, расположенного по адресу: г. Чайковский, ул. Советская, 2/15. Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, настаивая на незаконности пунктов 1-10 предписания, поскольку они требуют изменить конструктивные элементы здания, построенного до вступления в действие СНиП 21-01-97*. По мнению заявителя, поскольку здание управления построено в 1977 году, к нему не применяются требования СНиП 21-01-97*. Административный орган письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы не представил. Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Из материалов дела следует, что с 13 по 14 ноября 2014 года уполномоченными должностными лицами Главного управления МЧС России по Пермскому краю в отношении МУП «Водоканал» проведена внеплановая выездная проверка по месту осуществления деятельности: г. Чайковский, ул. Советская, 2/15. В ходе проверки органом пожарного надзора выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в целях устранения которых заявителю выдано предписание от 18.11.2014 № 157/1/1, по каждому пункту предписания установлен срок устранения нарушений – до 30.09.2015. Полагая, что пункты 1-10 предписания являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд, который при рассмотрении спора отказал в удовлетворении заявленных требований полностью. Проверив доводы МУП «Водоканал», приведенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, для частичной отмены решения суда первой инстанции. Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным. Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара. Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18.11.2014 вынесено уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора. В силу ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. В пунктах 1-10 предписания предприятию вменено нарушение требований «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений» (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 № 18-7). Согласно пункту 1.1 СНиП 21-01-97* данный документ устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Вопрос применения данного документа неоднократно рассматривался Верховным Судом РФ, выводы содержатся, в том числе, в Определении Верховного Суда РФ от 28.11.2013 № АПЛ13-507 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 10.09.2013, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими Государственных строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие постановлением Министерства строительства РФ от 13.02.1997 N 18-7. В Постановлении Верховного Суда РФ от 13.05.2014 № 45-АД14-8 изложена следующая правовая позиция: «В соответствии с п. 1.1. СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации. Согласно п. 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется п. 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с п. 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу п. 4.3 данных правил и п. 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания. Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации». Судом первой инстанции при рассмотрении дела не учтены выводы и правовая позиция Верховного Суда РФ, что привело к принятию неправильного решения относительно пунктов 3 и 8 предписания. Суд апелляционной инстанции, изучив обстоятельства дела, установил, что здание управления введено в эксплуатацию 1977 году, сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, не имеется. Как следует из предписания, пункт 3 обязывает предприятие изменить ширину лестничной площадки до ширины марша лестницы (1,25 м); пункт 8 предписания обязывает изменить количество ступеней с 2 до 3. Таким образом, в данной части предписание обязывает предприятие выполнить работы по переустройству лестничных маршей, связанные с объемно-планировочным и конструктивным изменением здания. Вместе с тем такие изменения возможны после получение разрешения на реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с порядком, предусмотренным Градостроительным кодексом РФ. В связи с этим апелляционный суд приходит к выводу, что указанные в пунктах 3 и 8 предписания нарушения невозможно устранить в процессе текущей эксплуатации здания, поскольку требуется изменение его характеристик как объекта капитального строительства путем проведения капитального ремонта или реконструкции. С учетом изложенного, доводы предприятия о незаконности п. 3 и 8 предписания подтвердились в ходе судебного разбирательства, апелляционным судом признаны обоснованными. С учетом приведенного выше нормативного обоснования у административного органа отсутствовали правовые основания для выдачи пунктов 3 и 8 предписания, права и законные интересы МУП «Водоканал» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены этим, поскольку государственный орган без должных оснований возлагает на него дополнительные обязанности, требующие его материальных, трудовых и временных затрат. Таким образом, совокупность предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для признания п. 3 и 8 предписания недействительными судом апелляционной инстанции установлена и подтверждена материалами дела, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ и является основанием для признания незаконным предписания в указанной части, а также для отмены соответствующей части судебного акта и принятия нового решения по существу. Поскольку выводы суда первой инстанции в части, касающейся п. 3 и 8 предписания, основаны на неверном применении норм материального права (ч. 2 ст. 270 АПК РФ), решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене, апелляционная жалоба МУП «Водоканал» – частичному удовлетворению. В остальной части жалоба предприятия является не обоснованной. Нарушения, поименованные в пунктах предписания 1,2, 4-7, 9, 10, не требуют изменения конструктивных характеристик и элементов объекта, могут быть устранены в процессе текущей эксплуатации здания, Сам факт наличия нарушений предприятием не оспорен. По изложенным мотивам оснований для отмены предписания в оставшейся части апелляционный суд не усматривает, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу n А60-58433/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|