Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по делу n А60-1545/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3768/2008-АК

г. Пермь                                                                                                                                                                            

26 июня 2008 года                                                                    Дело № А60-1545/2008­­

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2008 года.

               

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,

судей Мещеряковой Т.И., Щеклеиной Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А. Калмаковой, 

при участии:

от заявителя (ТСЖ «Успенский-15») – Попов О.Н. (представитель по доверенности от 28.01.2008г., предъявлен паспорт);

от ответчика (ИФНС России по Ленинскому району Екатеринбурга), надлежащим образом извещенного о судебном заседании, представитель не явился;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика –           ИФНС России по Ленинскому району Екатеринбурга                       

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 24 апреля 2008 года

по делу №А60-1545/2008,

принятое судьей  Н.И. Ремезовой

по заявлению Товарищества собственников жилья «Успенский – 15»           

к ИФНС России по Ленинскому району Екатеринбурга                       

об оспаривании решения,

установил:

В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Товарищество собственников жилья «Успенский – 15» с заявлением (с учетом уточнения в порядке ст.49 АПК РФ) о признании недействительными решения от 20.11.2007г. №9285 о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и решения от 13.12.2007г. №3946 об отказе в осуществлении возврата, принятых ИФНС России по Ленинскому району Екатеринбурга, а также о возложении на налоговый орган обязанности осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога в размере 103 332 руб.

Определением Арбитражного суда от 24.04.2008г. требования заявителя         о признании недействительным решения налогового органа от 13.12.2007г. №3946 об отказе в осуществлении возврата, о возложении на инспекцию обязанности осуществить возврат излишне уплаченного земельного налога в размере 103 332 руб. выделены для рассмотрения в отдельное производство.

Решением Арбитражного суда от 24.04.2008г. требования заявителя о признании недействительными решения налоговой инспекции от 20.11.2007г. №9285 удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы указывает на законность оспариваемого решения о  взыскании с Товарищества собственников жилья земельного налога, поскольку товарищество фактически использует включенный в состав общего имущества ТСЖ земельный участок, при этом право общей долевой собственности на данный земельный участок за собственниками помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке не зарегистрировано.    

Заявитель письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании его представитель доводы, приведенные в жалобе, отклонил, выводы суда первой инстанции поддержал, считает, что оснований для отмены судебного акта не имеется.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав присутствующего в судебном заседании представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес ТСЖ «Успенский-15» направлено требование №28305 об уплате числящейся за товариществом задолженности по земельному налогу в сумме 103 332 руб. в срок до 22.10.2007г. (л.д. 56).  

В связи с неисполнением требования в установленный в нем срок, 20.11.2007г. налоговым органом принято решение №9285 о взыскании земельного налога за счет денежных средств товарищества, находящихся на счетах в банках (л.д.8).

На основании решения о взыскании, налоговой инспекцией направлены в банк, в котором открыты счета товарищества, инкассовые поручения от 20.11.2007г. №№20585,20586 на списание денежных средств со счетов товарищества в уплату земельного налога в сумме 103 332 руб. в бесспорном порядке (л.д.9,10).

Не согласившись с решением о взыскании земельного налога, организация обратилась с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого решения, поскольку товарищество собственников жилья в данном случае не является плательщиком земельного налога.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Статьей 36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно ч.1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу ч.1 ст. 36 указанного Кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В соответствии с п.п. 1, 2, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"                в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании п.1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки (п.2 ст. 391 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость (п.п. 1,2,3 ст. 392 Налогового кодекса РФ).

В силу ст.249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Из материалов дела видно, что ТСЖ «Успенский-15» является некоммерческой организацией, зарегистрировано в качестве юридического лица 23.01.2003г. ИМНС России по Ленинскому району г.Екатеринбурга (л.д.35).

В соответствии с уставом Товарищества оно создано собственниками помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в доме, осуществления эксплуатации этого комплекса, владения пользования и в установленных законом пределах распоряжения общим имуществом. К объектам общего имущества членов Товарищества относятся: составные части недвижимого имущества, не входящие в состав жилых и нежилых помещений жилых домов; крыша, чердак, фундамент, колонны, балки, несущие и ограждающие ненесущие конструкции, все наружные стены недвижимого имущества, все стены полы и потолки; механическое, электрическое, сантехническое оборудование (система центрального отопления и водоснабжения, водосточные и канализационные трубы), система вентиляции и дымоудаления и иное оборудование, расположенное за пределами или внутри жилых и нежилых помещение, обслуживающее более одного помещения, необходимое или повышающее удобство проживания, а также обеспечивающее совместную эксплуатацию или безопасность недвижимого имущества; иное имущество, в том числе придомовая территория, в границах отведенного земельного участка, газоны и зеленые насаждения, места для отдыха и спорта, элементы внешнего благоустройства и т.д. (л.д.11).

Членами товарищества являются собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Екатеринбург, ул. Вайнера,15. В доме помимо жилых помещений имеются принадлежащие на праве собственности лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность, магазины, офис и диспетчерская (л.д.59).

Согласно кадастровому плану земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) под указанный многоквартирный жилой дом предоставлен земельный участок площадью 5286 кв.м, кадастровая стоимость участка – 63 327 442,92 руб. (л.д.34).

Доказательств того, что Товарищество является собственником отдельных жилых или нежилых помещений в многоквартирном доме и соответственно части общего имущества дома, материалы настоящего дела не содержат. Деятельность ТСЖ по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса сводится к тому, что оно принимает от собственников помещений многоквартирного дома обязательные платежи и взносы и использует их на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого и нежилого фондов, а также на оплату коммунальных услуг.

Иного налоговым органом в порядке ст.65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не доказано. 

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о незаконности решения о взыскании с Товарищества земельного налога, поскольку оно не является плательщиком данного налога, правильный, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Товарищество является плательщиком земельного налога до момента регистрации права общей долевой собственности на земельный участок за собственниками помещений в многоквартирном доме, судом апелляционной инстанции отклоняются как не основанные на законе.    

Также не принимаются доводы ответчика о самостоятельном исчислении Товариществом суммы земельного налога к уплате и представлении соответствующей декларации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено, что Товариществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация об отсутствии обязательств по уплате земельного налога.  

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 апреля 2008 года по делу №А60-1545/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Екатеринбурга –  без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Екатеринбурга в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.                       

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух     месяцев     со     дня     его     принятия     через     Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий                                                                     Л.Х. Риб

Судьи                                                                                                   Т.И. Мещерякова

                                                                                                              Л.Ю. Щеклеина

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по делу n А60-1767/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также