Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по делу n А60-1560/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3764/2008-АК

 

г. Пермь

26 июня 2008 года                                                                Дело № А60-1560/2008­­

Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26.06.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.

судей  Осиповой С.П., Нилоговой Т.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.

при участии:

от заявителя ООО «Азарт Плюс»: Чевтаев С.В.- представитель по доверенности от 04.12.2007г.

от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области : Котыгин И.О. – представитель по доверенности от 09.11.2007г.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области ( ответчик по делу)

на решение  Арбитражного суда Свердловской области

от 14 апреля 2008 года

по делу № А60-1560/2008,

вынесенное судьей Шавейниковой  О.Э.

по заявлению ООО «Азарт Плюс»

к Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области

о признании недействительным отказа в государственной регистрации объектов налогообложения,

установил:

ООО «Азарт Плюс» обратилось в  Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании  недействительным  решения (в виде уведомления)  № 13-27/30004 от 21.11.2007г. об отказе в  государственной регистрации  объектов налогообложения  налогом на игорный бизнес, вынесенного  Межрайонной  ИФНС  России № 16 по Свердловской области. 

 Решением  Арбитражного суда  Свердловской области от 14.04.2008г. заявленные требования  удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с данным решением суда, Межрайонная  ИФНС  России № 16 по Свердловской области (ответчик по делу) обжаловала его в суд апелляционной инстанции. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что  деятельность  ООО «Азарт Плюс» по организации и проведению  азартных игр  в игорном заведении не соответствует требованиям пункта 1 статьи  16 Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006г. «О государственном  регулировании  деятельности по организации  и проведению азартных игр  и о внесении изменений  в некоторые законодательные акты  РФ, так как  общество до момента вступления указанного Закона в силу (1.01.2007г.) игорных заведений на территории г.Нижний Тагил  не имело, подало заявления в налоговый орган на государственную  регистрацию 11 игровых автоматов по месту нахождения трех игорных заведений только 19.07.2007г.  Учитывая, что общество не имеет права осуществлять свою деятельность по организации  и проведению азартных игр во вновь открываемых спорных игровых заведениях, следовательно, у налогового органа отсутствовали законные основания для выдачи свидетельства  о регистрации спорных игровых автоматов.

ООО «Азарт Плюс» (заявитель по делу)  представило отзыв, в котором  с доводами, изложенными в  апелляционной жалобе не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Учитывая, что в соответствии с  приказами руководителя общества, обособленные подразделения, в которых размещены игровые автоматы, созданы до 1.01.2007г., следовательно, отказ налогового органа в государственной регистрации  игровых автоматов является незаконным и  необоснованным. Также ссылается на уведомительный характер регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, в связи с чем, инспекция обязана была  выдать соответствующие свидетельства о регистрации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями  266, 268   Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как  следует из материалов дела, 15.11.2007г. ООО «Азарт Плюс» обратилось в   Межрайонную  ИФНС  России № 16 по Свердловской области с заявлениями о регистрации  11  объектов налогообложения налогом на игорный бизнес  в залах игровых автоматов, расположенных в городе  Нижний Тагил по трем  адресам: 1)  Октябрьский проспект, 15; 2) ул. Победы-Либкнехта; 3) ул. Ленина, 71.

Инспекция, рассмотрев заявления общества, направила ему  уведомление об отказе в регистрации  № 13-27/30004 от 21.11.2007г., в котором сослалась на то, что  в соответствии с  пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006г № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 244-ФЗ) с 1.01.2007г. игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах.

Полагая, что уведомление является незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с  заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции  исходил из несоответствия оспариваемого  ненормативного акта  требованиям части  4 статьи  366 НК РФ, так как регистрация игровых автоматов носит уведомительный характер; Федеральный закон N 244-ФЗ не регулирует отношения  по регистрации  объектов налогообложения, то есть не может распространять свое действие на налоговые правоотношения; отказ в регистрации игровых автоматов  лишает заявителя права  на осуществление предпринимательской деятельности до июля 2009г., поскольку органом государственной власти субъекта РФ запрет на осуществление этой деятельности на территории Свердловской области с 1.07.2007г. не введен.

Между тем, судом при вынесении решения не учтены следующие обстоятельства.

С 1 января 2007года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном  регулировании  деятельности по организации  и проведению азартных игр  и о внесении изменений  в некоторые законодательные акты  РФ», которым определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В пунктах 1, 2 статьи 5 Закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 11 статьи 4 Закона игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).

Под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона).

Игорные заведения могут быть открыты  исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом ( часть 4 статьи 5 Закона).

 На территории Российской Федерации создаются  игорные зоны на территориях: Алтайского края; Приморского края; Калининградской области; Краснодарского края, Ростовской области.

В силу пункта 2 статьи 13 Закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.

Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ в силу, то есть до 01.01.2007г., вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009г. вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.

Из документов,  имеющихся в материалах дела следует, что ООО «Азарт Плюс» до 1.01.2007г. не имело игорных заведений на территории города Нижнего Тагила, в том числе и  по адресам: Октябрьский проспект, 15; ул. Победы-Либкнехта, Ленина,71, заявления о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес  были поданы обществом только  19.07.2007г. (л.д.54-62 т.1), то есть после введения в силу Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006г.  Таким образом, ООО «Азарт Плюс», обращаясь в налоговый орган за регистрацией 11 игровых автоматов, планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытых трех игорных заведениях по вышеуказанным адресам в г.Нижний Тагил, на территории, не отнесенной к игорным заведениям после 1.01.2007г., что не соответствует требованиям части 4 статьи 5 Федерального закона № 244-ФЗ. 

Довод  общества о том, что деятельность в сфере игорного бизнеса по указанным адресам им начата до 1.01.2007г. отклоняется, так как не подтвержден документально.  Ссылка на тот факт, что подтверждением факта осуществления обществом  деятельности в сфере игорного бизнеса является издание до 1.01.2007г.  приказов о  создании на территории г.Нижний Тагил обособленных подразделений и постановка их на налоговый учет отклоняется, так как сама по себе постановка на налоговый учет обособленного подразделения свидетельствует лишь о возможности общества осуществлять по данному адресу любой не запрещенный законодательством вид предпринимательской деятельности. Регистрация же объектов налогообложения – игровых автоматов является намерением заявителя открыть игорные заведения и осуществлять в нем деятельность в сфере игорного бизнеса, так как  в силу статьи 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

В силу пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона № 244-ФЗ – контроль за соблюдением организаторами  азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 506 от 30.09.2004г.

Учитывая, что у ООО «Азарт Плюс» не возникло право открывать новые игорные заведения на территории города Нижний Тагил,  а  налоговый орган является органом уполномоченным осуществлять контроль  за соблюдением организаторами  азартных игр требований, установленных  статьей 5 Федерального закона № 244-ФЗ в части ограничений осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с 1.01.2007г., следовательно,  налоговый орган правомерно отказал  обществу в государственной регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес -  в количестве 11 игровых автоматов  по трем заявлениям и вынесенное уведомление  № 13-27/30004 от 21.11.2007г. является законным и обоснованным.

         Довод общества о том, что отказ в регистрации игровых автоматов лишает заявителя права на осуществление предпринимательской деятельности до июля 2009г., поскольку  на территории Свердловской области деятельность по организации и проведению азартных игр оранном государственной власти субъекта РФ начиная с 1.07.2007г. не запрещена, отклоняется.

         Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ  в пункте 3  Определения № 150-О от 18.03.2004г., федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления ,и исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям,  закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей (стать 74, часть 2).  

Федеральным законом № 244-ФЗ от 29.12.2006г., вступившим в силу с 1 января 2007года, установлено, что ограничения осуществления указанной деятельности устанавливаются в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (статья 1); правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется как федеральным законом, так и законами субъектов Российской Федерации

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по делу n А60-2673/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также