Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по делу n А60-2561/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-3034/2008-АК
г. Пермь 26 июня 2008 года Дело №А60-2561/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 26 июня 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Нилоговой Т.С., судей Осиповой С.П., Савельевой Н.М. при и ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А., при участии: от заявителя (ОАО «Российские железные дороги» в лице Свердловской железной дороги филиала ОАО «РЖД»): Заграничнов М.Ю., доверенность от 26.03.2008 г., удостоверение; Ахметшин П.Р., доверенность от 13.02.2008 г., удостоверение от заинтересованного лица (Нижнетагильская таможня): Назаренко В.В., доверенность от 17.06.2008 г., удостоверение; Городецкая О.В., доверенность от 25.12.2007 г., удостоверение рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу заинтересованного лица – Нижнетагильской таможни на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 марта 2008 года по делу №А60-2561/2008, принятого судьей Евдокимовым И.В. по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Свердловской железной дороги филиала ОАО «РЖД» к Нижнетагильской таможне об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, установил: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Свердловской железной дороги филиала ОАО «РЖД» (далее – заявитель, общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 06.12.2007 г. № 10509000-634/2007, которым заявитель привлечен к администативной ответственности по ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 22 000 рублей. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.03.2008г. (резолютивная часть решения объявлена 19.03.2008 г.) заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый об отказе в удовлетворении требований заявителю, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование жалобы таможня, со ссылкой на Указ Президента РФ от 11.05.2006 г. № 473, указывает, что ФТС России наделена функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. В связи с чем, приложением № 2 к приказу ФТС России от 16.09.2004 г. № 50 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом (далее – Приказ, Приказ № 50) правомерно утверждена форма отчетности о товарах, находящихся в зоне таможенного контроля. Приказ подлежит применению и всеми применяется, кроме того, в него неоднократно вносились изменения. В соответствии с данным Приказом разработана и утверждена технологическая схема взаимодействия таможенного органа и заявителя. Считает неправомерным вывод суда о том, что технологическая схема не содержит определенного требования к перевозчику о предоставлении отчетности, поскольку приложение № 2 к технологической схеме содержит четко изложенные требования. Относительно полномочий ФТС на издание приказа полагает, что какие-либо нарушения отсутствуют. Представитель таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, оснований для отмены решения суда не усматривает, считает, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, а Приказ не может распространяться на общество. Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда. Как следует из материалов дела, 10.10.2007 г. заявителем в таможенный орган был представлен отчет о товарах, которые хранились в зоне таможенного контроля (л.д.110-128). Постоянная зона таможенного контроля (далее – ПЗТК) расположена на железнодорожной станции Смычка Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» и была создана на основании приказа Нижнетагильской таможни от 26.12.2005 г. № 364 (л.д.86-88). При проверке представленного отчета таможенным органом выявлен факт представления недостоверных сведений относительно фактурной стоимости товаров (в одной из 571 позиции) в результате арифметической ошибки. 22.11.2007 г. по данному факту таможенным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении (л.д.94-97) и 06.12.2007 г. вынесено оспариваемое постановление, которым ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 22 000 руб. (л.д.132-135). Размер штрафа определен с учетом повторности совершения правонарушения. Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ, в связи с тем, что форма отчетности, за которую оштрафован заявитель, федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в установленном порядке не определена, требование о представлении отчетности таможенным органом не направлялось. Оценивая доводы заявителя, суд также пришел к выводу об отсутствии процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права. В соответствии со ст. 16.15 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, либо несоблюдение установленного порядка ведения учета, а равно представление недостоверной отчетности. Согласно ст. 364 Таможенного кодекса РФ установлена обязанность, в том числе таможенных перевозчиков, по представлению в таможенные органы по их требованию отчетности о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Учитывая указанные нормы, суд первой инстанции правомерно отметил, что диспозиция ст. 16.15 КоАП РФ предусматривает наличие как требования таможенного органа о предоставлении отчетности, так и формы такой отчетности, установленной федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Однако, соответствующее федеральное министерство, обладающее полномочиями по нормативному правовому регулированию (до 11.05.2006 г. это Министерство экономического развития и торговли РФ), форму отчетности, по поводу которой привлечен заявитель к ответственности, не утверждало. Таможенный орган считает, что соответствующая форма отчетности и периодичность ее представления установлены Приказом ФТС России от 16.09.2004г. № 50, а разработанной на его основании Технологической схемой взаимодействия Нижнетагильской таможни и заявителя (далее – Технологическая схема) определены сроки представления (до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом). А поскольку данными документами установлены форма и срок представления отчетности, то Приказ № 50 и Технологическая схема и являются тем требованием о предоставлении отчетности, которое должен исполнять перевозчик. Данное суждение таможни является ошибочным. Приказ № 50 и Технологическая схема не могут быть приняты в качестве требования, так как указанный Приказ не является правовым актом, имеющим силу для организаций, не входящих в структуру таможенных органов. В силу ч. 2 ст. 13 АПК РФ, п.п.2, 1 ст. 5 и п.п. 2, 3 ст. 6 Таможенного кодекса РФ названный акт не может быть применен в настоящем деле, при этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего. Порядок подготовки и издания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется: Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ Президента РФ № 763); Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (далее – Правила подготовки актов, Постановление Правительства РФ № 1009); Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Приказом Минюста России от 14.07.1999 г. № 217 (действовал на момент издания Приказа ФТС России № 50, в настоящее время действует Приказ Минюста России от 04.05.2007 г. № 88; далее по тексту – Разъяснения Минюста России, Разъяснения). В силу п.1 Постановления Правительства РФ № 1009 разъяснения Минюста России имеют статус официальных разъяснений Правил подготовки актов. По мнению суда апелляционной инстанции, Приказ № 50 издан ФТС России с превышением полномочий. Согласно п.1 ст.5 Таможенного кодекса РФ, п.1 Правил подготовки актов и п.1 Разъяснений нормативные правовые акты (в том числе в области таможенного дела) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Федеральная таможенная служба полномочиями по нормативному правовому регулированию была наделена Указом Президента РФ от 11.05.2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» (опубликован 12.05.2006 г.). Следовательно, только с 12.05.2006 г. ФТС России полномочна издаваемыми актами устанавливать обязанности для лиц, не являющихся органами таможенной службы и не находящихся в ее ведомственной подчиненности, тогда как Приказ № 50 был издан 16.09.2004 г. Более того, данный Приказ издан в период действия Таможенного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ. Суд также считает, что содержание данного приказа имеет нормативный правовой характер, а по своей направленности приказ носит межведомственный характер. Однако как акт, не прошедший государственную регистрацию и не опубликованный в установленном порядке, Приказ не влечет правовых последствий. Согласно пп.«в» п.12 Разъяснений межведомственным актом является акт, содержащий правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа, утвердившего нормативный правовой акт. Исходя из п.п.51, 56, 58, 59, 64 и др. инструкции, утвержденной Приказом № 50, на перевозчика возлагается соблюдение ряда обязанностей, при этом, перевозчик (в данном случае ОАО «РЖД») не является органом или организацией, входящей в структуру Федеральной таможенной службы. В силу п.8 Указа Президента РФ № 763, п.10 Правил подготовки актов и п.12, 14 Разъяснений межведомственные нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации. Доказательства того, что Приказ № 50 прошел государственную регистрацию в Минюсте России и включен в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, материалы дела не содержат и в нарушение ст.65 АПК РФ таможенным органом не представлены. Кроме того, в п. 15 Разъяснений Минюста России приведен исчерпывающий перечень актов, не подлежащих государственной регистрации. Приказ № 50 не подпадает под данный перечень. В соответствии с п.13 Разъяснений в случае возникновения сомнений относительно обязательности направления акта на государственную регистрацию, такие акты подлежат направлению в Минюст России, и окончательное решение вопроса о необходимости регистрации принимает именно Минюст России после проведения юридической экспертизы. Ссылка таможни на то, что в Приказ неоднократно вносились изменения, в том числе и после наделения ФТС России полномочиями по нормативно-правовому регулированию, судом не принимается, т.к. соответствующие приказы Федеральной таможенной службы, внесшие изменения, также не были зарегистрированы в Минюсте России. Доказательств обратного таможней не представлено. В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ № 763, п.19 Правил подготовки актов и п.27 Разъяснений нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям, за невыполнение содержащихся в них предписаний. Что касается Технологической схемы, которая была разработана Нижнетагильской таможней, подписана таможней и начальником Нижнетагильского отделения Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (л.д.67-85), то данный документ суд также не может принять в качестве требования по представлению отчетности, за неисполнение которого наступает административная (публично-правовая) ответственность. Обязанности таможенного перевозчика, в том числе и обязанности по представлению определенных документов и сведений при перемещении товаров через государственную границу Российской Федерации определяются Таможенным кодексом РФ. Публично-правовая (административная) ответственность может наступать только за неисполнение либо ненадлежащее исполнение тех обязанностей, которые возложены на таможенного перевозчика в установленном порядке. При том условии, что Технологическая схема не имеет силу акта таможенного законодательства, то за неисполнение правил, предусмотренных Технологической схемой, общество не подлежит привлечению к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции считает, что, исходя из системного анализа норм Таможенного кодекса РФ, Указа Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 по делу n А60-5467/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|