Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А60-52623/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение, направить дело на рассмотрение суда первой инстанцииСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-5981/2015-АК г. Пермь 01 июня 2015 года Дело №А60-52623/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2015 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г., судей Риб Л. Х., Щеклеиной Л. Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т. С., при участии: от заявителя Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (ОГРН 1036603990224, ИНН 6671118019): не явились; от заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ОГРН 1046604000277, ИНН 6671151707): не явились; от третьих лиц общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Метизкомплект», общества с ограниченной ответственностью «Роза ветров», Министерства экономики Свердловской области, общества с ограниченной ответственностью «Проспект»: не явились; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства на определение Арбитражного суда Свердловской области о прекращении производства по делу от 10 апреля 2015 года по делу №А60-52623/2014, вынесенное судьей Киселёвым Ю. К., по заявлению Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Метизкомплект», общество с ограниченной ответственностью «Роза ветров», Министерство экономики Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью «Проспект» о признании недействительным предписания, установил: Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 25.08.2014 №62-13-08/1619, которым фонду предписано в срок до 01.06.2015 возместить причиненный выявленными нарушениями ущерб Российской Федерации, а именно, возвратить в федеральный бюджет в установленном законодательством порядке израсходованные не по целевому назначению средства субсидии из федерального бюджета в сумме 14 703 138 рублей. Определением арбитражного суда от 10.04.2015 (резолютивная часть определения объявлена 09.04.2015) производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Не согласившись с определением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области. В обоснование апелляционной жалобы ее подателем приведены доводы о том, что характер и субъектный состав спора в силу п. 2 ч. 1 ст. 29 и ч. 1 ст. 198 АПК РФ дают основания для отнесения данного дела к подведомственности арбитражного суда. Полагает, что на решение вопроса о подведомственности не влияет, в связи с каким видом деятельности заявителя было вынесено предписании; выполнение заявителем предписания повлечет для него необоснованные и существенные финансовые потери, что окажет прямое влияние на дальнейшее осуществление экономической деятельности. Административный орган, а также третьи лица письменных отзывов на жалобу не представили. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили (фонд ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя), что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, административным органом в период с 12.05.2014 по 23.06.2014 проведена проверка целевого использования субсидий, предоставляемых в 2012 – 2013 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Для реализации мероприятий, предусмотренных указанной целевой программой, Министерством экономики Свердловской области фонду в 2012 и 2013 годах на основании соглашений с фондом были предоставлены субсидии, источником которых являлись бюджет Свердловской области и федеральный бюджет. Одним из мероприятий Областной целевой программы, реализуемой фондом, являлось содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства в форме предоставления субсидий на возмещение части затрат, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства на выплату первого взноса по договорам лизинга. В целях реализации указанного мероприятия фондом был проведен отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления им субсидий, а именно ООО «Регион-Маркет» (впоследствии – ООО «Проспект»), ООО ТД «Метизкомплект» и ООО «Роза Ветров», которым затем предоставлены субсидии. В результате проведенной проверки управлением сделан вывод о том, что названными получателями субсидий были представлены фонду недостоверные сведения и документы, условия предоставления субсидий были нарушены, а, следовательно, использование бюджетных средств является нецелевым. По результатам проверки составлен акт от 23.06.2014, выдано предписание от 25.08.2014 №62-13-08/1619, которым фонду предписано в срок до 01.06.2015 возместить причиненный выявленными нарушениями ущерб Российской Федерации, а именно, возвратить в федеральный бюджет в установленном законодательством порядке израсходованные не по целевому назначению средства субсидии из федерального бюджета в сумме 14 703 138 рублей. Не согласившись с вышеуказанным предписанием, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из следующего. Постановлениями административного органа от 11.09.2014 № 05-03/03-2014 и № 05-03/04-2014 фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ. Законность привлечения фонда к административной ответственности указанными постановлениями была предметом рассмотрения судов в рамках дел №А60-43539/2014, №А60-43541/2014. Вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Свердловской области от 06.11.2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 и Арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2015 по делу № А60-43539/2014 и постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу А60-43541/2014 установлено, что фонд являлся одним из исполнителей областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 № 1483-ПП. При этом, судами по названным делам установлено, что фонд является некоммерческой организацией, а вменяемое ему правонарушение не связано с осуществлением фондом предпринимательской или иной экономической деятельности. Исходя из преюдициального значения указанных судебных актов, приняв во внимание, что спорные правоотношения, в рамках которых выдано оспариваемое в настоящем деле предписание, не связаны с осуществлением фондом предпринимательской или иной экономической деятельности, суд признал настоящий спор не подлежащим рассмотрении в арбитражном суде. Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. В ч. 1 ст. 27 АПК РФ установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 27 АПК РФ). В силу пункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Суд первой инстанции указал на то, что настоящий спор не связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью фонда. Между тем, судом не учтено следующее. В оспариваемом предписании фонду предписано в срок до 01.06.2015 возместить причиненный выявленными нарушениями ущерб Российской Федерации, а именно, возвратить в федеральный бюджет в установленном законодательством порядке израсходованные не по целевому назначению средства субсидии из федерального бюджета в сумме 14 703 138 рублей. Данное предписание является ненормативным правовым актом государственного органа; обязывает юридическое лицо в конкретный срок выполнить определенные действия, касающиеся деятельности фонда; затрагивает права и законные интересы заявителя в этой деятельности. Нормами АПК РФ предусмотрен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (глава 24 АПК РФ). Так, в соответствии с частью 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов. Оспариваемое предписание содержит обязательные для фонда требования, неисполнение которых может повлечь неблагоприятные для него последствия, носящие, в том числе, экономический характер, следовательно, данное предписание является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена нормами главы 24 АПК РФ. Следует учесть, что в рассматриваемом случае оспаривается предписание, а не постановление о привлечении к административной ответственности (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2014 N306-КГ 14-5138 по делу NА55-27812/2013) с сопутствующими объектом посягательства и характером совершенного административного правонарушения. Таким образом, в настоящих конкретных обстоятельствах вывод суда о неподведомственности данного спора арбитражному суду является ошибочным. При названных обстоятельствах, данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, и производство по делу не может быть прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Поскольку суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 АПК РФ (пункт 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»), в связи с чем, определение суда следует отменить с направлением вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В связи с тем, что к апелляционной жалобе фонда приложена копия платежного поручения №3245 от 15.04.2015, не являющаяся надлежащим доказательством уплаты государственной пошлины, вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 1 500 руб. судом апелляционной инстанции не рассматривается, при этом, фонд не лишен возможности решить данный вопрос в порядке, предусмотренном ст. 112 АПК РФ. Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Определение Арбитражного суда Свердловской области о прекращении производства по делу от 10 апреля 2015 года по делу № А60-52623/2014 отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области. Председательствующий О.Г. Грибиниченко Судьи Л.Х. Риб Л.Ю. Щеклеина Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А50-26120/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|