Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу n А71-461/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-4939/2015-АКу

г. Пермь

28 мая 2015 года                                                   Дело № А71-461/2015­­

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи  Муравьевой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О. И.,

при участии:

от заявителя открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс»: Митряев О.Е., паспорт, доверенность от 29.09.2014;

от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике: не явились; 

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 13 марта 2015 года

по делу № А71-461/2015, принятое судьей Коковихиной Т.С.,

при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,

по заявлению открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824) в лице Удмуртского филиала

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045)

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

Открытое акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» (далее – ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее – Управление Роспотребнадзора по УР) от 17.12.2014 по делу об административном правонарушении № 2218, на основании которого общество привлечено к ответственности по ст.14.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 500 руб.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 марта 2015 года, принятым в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заинтересованное лицо считает выводы суда первой инстанции противоречащими  ст. 155 Жилищного кодекса РФ. Полагает, что действия общества вводят потребителя в заблуждение относительно лица, являющегося исполнителем коммунальных услуг, создают условия для повторного взимания платы за потребленную электроэнергию; состав административного правонарушения по ст. 14.7 КоАП РФ в его действиях доказан.

Заявитель представил суду письменный отзыв, в котором полагает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, в постановлении не доказан, следовательно, постановление является незаконным, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Присутствовавший в судебном заседании представитель общества позицию, изложенную в отзыве, поддержал, настаивал на законности решения суда первой инстанции.

Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,  при проведении проверки на основании обращения потребителя и проведении административного расследования в отношении ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», правопреемником которого является ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», по вопросу порядка расчета размера платы за коммунальную услугу «Электроэнергия» установлено, что общество, не являясь исполнителем коммунальных услуг в нарушение ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ необоснованно начислена плата за электроэнергию на общедомовые нужды (далее- ОДН) за апрель 2014г. жителям многоквартирного дома №71 по ул. Заречное шоссе г. Ижевска, выбравшими управляющую компанию (ООО «УК «Жилфонд») в качестве способа управления домом и поставщика коммунальных услуг.

По факту выявленных нарушений Управлением Роспотребнадзора по УР 02.07.2014 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «УЭСК» и составлен протокол об административном правонарушении от 17.07.2014 по ст. 14.7 КоАП РФ.

Постановлением от 17.12.2014 по делу об административном правонарушении № 2218 ОАО «ЭнергосбытТ Плюс» (правопреемник ОАО «УЭСК») привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 500 руб.

Не согласившись с постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, постановление признано незаконным и отменено.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению в силе на следующих основаниях.

В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ).

В силу ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, нарушение которой вменяется вину заявителю административным органом, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В пункте 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Из материалов следует, что собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Ижевск, ул. Заречное шоссе, д. 71 выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией - ООО «УК «Жилфонд» по договору управления от 01.01.2013.

ООО «УК «Жилфонд» (исполнитель коммунальных услуг) заключен договор энергоснабжения с ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» (ресурсоснабжающая организация) от 05.03.2013, который в последующем был расторгнут 01.11.2013.

В апреле 2014г. ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» жителям дома № 71 по ул. Заречная шоссе г. Ижевска были выставлены счета-извещения на оплату коммунальных услуг за электроэнергию на ОДН.

При этом административным органом установлен факт начисления и взимания ОАО «УЭК» с жильцов дома платы за электроэнергию в местах общего пользования, что, по его мнению, не соответствует положениям ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, т.е. как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.

В силу пункта 14 Правил № 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.

Апелляционным судом установлено, что договор между ресурсоснабжающей компанией (заявителем) и управляющей компанией расторгнут в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков функционирования электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела письмо общества о расторжении договора энергоснабжения № Р7150 от 05.03.2013 между ООО «УК «Жилфонд»  и ОАО «УЭСК» с 01.11.2013 (л.д.60).

Суд апелляционной инстанции, анализируя содержание постановления, установил, что обществу в вину вменено только то, что оно выставляет счета на оплату электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) непосредственно собственникам жилых помещений, минуя управляющую компанию, и из описания обстоятельств правонарушения не следует, что общество завышало плату путем завышения количества потребленной электроэнергии или неправильного распределения объема между потребителями, или иным способом вводило потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества услуги.

Из диспозиции ст. 14.7 КоАП РФ следует, что объективной стороной данного правонарушения могут быть введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей.

Административным органом не установлен сам факт обмана (обсчета) потребителей, которым известно, что исполнителем данной коммунальной услуги является общество; введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара также не установлено в постановлении.

В постановлении не указано, относительно каких обстоятельств общество вводит потребителей в заблуждение, в то время как ст. 14.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).

Иные составляющие объективной стороны правонарушения (обмеривание, обсчет, обвешивание потребителей) административным органом в оспариваемом постановлении не вменяются в вину заявителю.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что событие административного правонарушения по ст. 14.7 КоАП РФ не доказано административным органом, поскольку описание объективной стороны правонарушения в постановлении не свидетельствует о совершении обществом таких противоправных действий, которые указаны в диспозиции указанной статьи КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции указывает также на недоказанность административным органом вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, и наличии неустранимых сомнений в виновности общества, поскольку административный орган не доказал, что у заявителя имелась возможность взимать плату за электроэнергию на ОДН через управляющую компанию.

Вывод административного органа о том, что общество не является исполнителем коммунальной услуги «электроснабжение», не мотивирован в постановлении и сделан без учета положений пунктов 8, 14, подп. «б» п. 17 Правил № 354, а также без учета

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу n А50-17399/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также