Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А60-54431/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-3963/2015-ГК

г. Пермь

21 мая 2015 года                                                                   Дело № А60-54431/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена  14 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Голубцовой Ю.А.,

судей  Зелениной Т.Л., Семенова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,

при участии:

от лиц, участвующих в деле, – не явились,

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 13 февраля 2015 года

по делу № А60-54431/2014,

вынесенное судьей Пшеничниковой И.В.,

по заявлению  открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»  (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области 

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество,

установил:

открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – заявитель, ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - ответчик, Управление) от 11.09.2014 №24/001/2014-71 об   отказе в государственной регистрации права собственности ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на недвижимое имущество; возложении на ответчика обязанности осуществить   государственную регистрацию права собственности заявителя и выдать заявителю свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: ограждение наружное, назначение - внешнее благоустройство, протяженностью 1 101 м., расположенное по адресу: Свердловская область, г. Качканар, промзона, 9 квартал, № 53, ПС 220 кВ Качканар.

Решением суда от 13.02.2015   в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда от 13.02.2015    отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает необоснованным вывод суда о том, что спорный объект (наружное ограждение) не является недвижимым имуществом. Этот вывод суда опровергается фактом постановки спорного объекта на  кадастровый учет. Также, по мнению заявителя, суд не принял во внимание, что спорный объект является вспомогательным объектом, для подтверждения факта создания которого не требуются  разрешения на  строительство  и на  ввод в эксплуатацию. В силу  ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ) регистрирующий орган обязан доказать соответствие закону оспариваемого решения. Между тем, ответчик не  обосновал, по какой причине  им  не  принято во внимание письмо  Администрации г. Качканар от 16.05.2014 №36, согласно которому объект не относится к капитальным объектам, для строительства которых требуется разрешение. Заявитель полагает, что на государственную регистрацию представлены все необходимые предусмотренные законом документы.

Стороны в суд апелляционной инстанции не явились.

Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 17.04.2014 заявитель обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на объект: сооружение, назначение - внешнее благоустройство, протяженностью 1 101 м., расположенное по адресу: Свердловская область, г. Качканар, промзона, 9 квартал, № 53, ПС 220 кВ Качканар.

К заявлению обществом приложены доверенности от 22.01.2014 и от 13.01.2014 представителей заявителя, платежное поручение от 25.07.2013          № 2022 об уплате государственной пошлины в сумме 15 000 руб., кадастровый паспорт сооружения от 26.07.2013, акт приемки  законченного строительством объекта приемочной комиссией от 31.03.2014 № 189, декларация об объекте недвижимого имущества от 22.01.2014.

В соответствии с декларацией об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Свердловская область, г. Екатеринбург, пер. Энергетиков, д. 7, ПС 500 кВ Южная, составленной заявителем по состоянию на 03.03.2014, сооружение создано в 2013 году, расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:48:0303001:57.

Управление в письмах от 30.04.2014 №24/001/2014-71 и от 27.05.2014  №24/001/2014-71 уведомило заявителя о приостановлении государственной регистрации в связи с возникновением у государственного регистратора  сомнений в наличии оснований  для проведения государственной регистрации.

Регистрирующий орган  направил заявителю сообщение об отказе в государственной регистрации от  11.09.2014  №24/001/2014-71 на основании абз. 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», сославшись на  письмо Администрации  Качканарского городского округа от 16.05.2014 №636, полученное  по запросу регистрирующего органа, согласно которому  спорный объект является объектом вспомогательного использования, служит для обеспечения  работы капитального объекта – подстанции 220 кВ «Качканар», получение разрешения на его строительство не требуется. Также  ответчик в качестве основания отказа ответчик указал, что заявленный на государственную регистрацию объект не отвечает критериям, позволяющим отнести его к объектам недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации; заявителем не представлена информация о наличии основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным.

Не согласившись с таким решением регистрирующего органа, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Согласно ст. 198 АПК РФ лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решения или действия (бездействие) нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

В силу п. 1  ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.

В соответствии с п. 1 ст. 25.3. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Пунктом  1 ст. 25.3. того же Закона установлено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества  и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (п. 3 ст. 25.3. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В соответствии с абз. 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Как указано выше, ответчик, отказывая в государственной регистрации,  сослался на  письмо Администрации  Качканарского городского округа от 16.05.2014 №636 о том, что  спорный объект является объектом вспомогательного использования, служит для обеспечения  работы капитального объекта – подстанции 220 кВ «Качканар», получение разрешения на его строительство не требуется.

В силу п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Статьей 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

По смыслу указанных положений право собственности может быть зарегистрировано в реестре прав лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (постановление Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 1160/13).

Объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью. Соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, поэтому являются его неотъемлемой частью, а потому следуют его юридической судьбе (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 4777/08, пришел к верному выводу, что.

Из кадастрового паспорта ограждения, акта  приемки законченного строительством объекта от  31.03.2014 №189, представленных на государственную регистрацию, следует, что спорное сооружение  не является объектом недвижимого имущества, отдельным объектом гражданского оборота, выполняет  лишь обслуживающую функцию (благоустройства) по отношению к земельному участку.

Как верно установлено судом первой инстанции, из представленных на государственную регистрацию права документов не следовало, что спорный объект является вновь созданным объектом, на который требуется разрешение на строительство, или объектом вспомогательного использования.

Таким образом, верен вывод суда первой инстанции о том, что заявленный к регистрации объект не является объектом недвижимого имущества ввиду отсутствия у него признаков, указанных в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, и право на который в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации требует государственной регистрации.

Утверждение заявителя о том, что фактом постановки спорного объекта на  кадастровый учет подтверждается

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А60-47601/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также