Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А60-47842/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2746/2015-АК

г. Пермь

14 мая 2015 года                                                   Дело № А60-47842/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.

судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Безденежных М.К.

при участии:

от заявителя (товарищество собственников жилья "Блюхера 43" (ОГРН 1056603774480, ИНН 6670101460): не явились,

от заинтересованного лица (Администрация  города Екатеринбурга)  (ОГРН 1046603983800, ИНН 6661004661): не явились,

от третьего лица (муниципальное унитарное предприятие «Екатеринбургэнерго»): не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, товарищества собственников жилья "Блюхера 43",

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 января 2015 года

по делу № А60-47842/2014,

принятое судьей Ворониным С.П.

по заявлению товарищества собственников жилья "Блюхера 43"

к Администрации города Екатеринбурга

третье лицо:  муниципальное унитарное предприятие «Екатеринбургэнерго»

о признании недействительным ненормативного акта,

установил:

Товарищество собственников жилья «Блюхера 43» (далее – ТСЖ «Блюхера 43», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Екатеринбурга от 30.05.2014 № 1474 «Об определении муниципального унитарного предприятия «Екатеринбургэнерго» ответственным за эксплуатацию (содержание, обслуживание) бесхозяйных объектов теплоснабжения» в части включения в перечень бесхозяйных объектов теплоснабжения теплового пункта, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Уральской, 77.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ТСЖ «Блюхера 43» обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы товарищество указывает, что через спорный тепловой пункт осуществляется теплоснабжение многоквартирных домов, расположенных в г. Екатеринбурге по адресам: ул. Блюхера, 43, ул. Уральская, 77, ул. Советская, 46. Обращает внимание суда, что при рассмотрении дела не исследован вопрос о принадлежности спорного теплового пункта к общему имуществу многоквартирных жилых домов. При этом спорный тепловой пункт строился исключительно для обеспечения теплом вышеуказанных жилых домов.

Судом также не принято во внимание, что спорный тепловой пункт имеет эксплуатирующую организацию в лице ТСЖ «Блюхера 43», что влечет признание его бесхозяйным исключительно в судебном порядке.

Заинтересованное лицо, третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Администрацией города Екатеринбурга 30.05.2014 издано постановление № 1474 «Об определении Муниципального унитарного предприятия «Екатеринбургэнерго» ответственным за эксплуатацию (содержание, обслуживание) бесхозяйных объектов теплоснабжения».

В соответствии с указанным постановлением МУП «Екатеринбургэнерго» определено ответственным за эксплуатацию (содержание, обслуживание) бесхозяйных объектов теплоснабжения до момента признания на них права собственности муниципального образования «город Екатеринбург».

Согласно п. 7 приложения № 1 к указанному постановлению одним из бесхозяйных объектов, переданных МУП «Екатеринбургэнерго», является тепловой пункт по ул. Уральская, 77, представляющий собой отдельно стоящее здание, в том числе, технологическое оборудование (л.д. 48).

ТСЖ «Блюхера 43», указывая на то, что открыто владеет тепловым пунктом по ул. Уральской, 77, осуществляя его надлежащую эксплуатацию, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного постановления.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорный тепловой пункт не имеет собственника, относится к бесхозяйным объектам теплоснабжения, в связи с чем включение органом местного самоуправления указанного объекта в перечень бесхозяйных и определение МУП «Екатеринбургэнерго» в качестве лица, ответственного за эксплуатацию объекта теплоснабжения, соответствует закону и не нарушает права и интересы заявителя.

Исходя из ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными ненормативных правовых актов, решений, действий  органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо доказать наличие совокупности следующих условий: несоответствие ненормативного акта, решения, действий закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу пунктов 1, 2 и 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226), о находке (ст. 227 и 228), о безнадзорных животных (ст. 230 и 231) и кладе (ст. 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.

Таким образом, органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Судом первой инстанции установлено, что тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, 77 не имеет собственника, ТСЖ «Блюхера 43» собственником данного объекта не является.

В связи с этим действия Администрации по определению МУП «Екатеринбургэнерго» ответственным за эксплуатацию (содержание, обслуживание) спорного теплового пункта обусловлены необходимостью выполнения соответствующей обязанности, предусмотренной Федеральным законом «О теплоснабжении», в отношении выявленного бесхозяйного объекта теплоснабжения.

Вопреки требованиям, установленным в ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, товарищество не представило суду доказательств того, что спорный тепловой пункт принадлежит ему на праве собственности, входит в состав общего имущества многоквартирных домов, находящихся в его управлении, а также не доказал, что передача на обслуживание другому лицу указанного теплового пункта каким-либо образом нарушает права заявителя.

Суд первой инстанции также правомерно указал на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном жилом дома, а в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 настоящего Кодекса, имуществом собственником помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществлению деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимися в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилами домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

В соответствии с пунктами 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) в состав общего имущества многоквартирного жилого дома входят: внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях, а также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Пунктом 8 Правил № 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

С учетом изложенного нормативно-правового обоснования, в отсутствие доказательств того, что спорный тепловой пункт относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома, акт и схема разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности от 01.04.2014, подписанные между ОАО «ТГК-9» и ТСЖ «Блюхера 43», не опровергают выводы о том, что данное имущество является бесхозяйным, и не влияет на правовой режим этого имущества.

При наличии спора о принадлежности спорного имущества товариществу указанный спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление издано Администрацией города Екатеринбурга правомерно, соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.

По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого постановления недействительным, подтверждая правильность выводов суда первой инстанции по существу спора.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии со ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подателю жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб.

Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 января 2015 года по делу №А60-47842/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Блюхера 43» - без удовлетворения.

Возвратить товариществу собственников жилья «Блюхера 43» из федерального бюджета госпошлину в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.02.2015 №56.Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Л.Х.Риб

Судьи

Н.В.Варакса

О.Г.Грибиниченко

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А50-39009/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также