Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2015 по делу n А60-56607/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-4320/2015-ГК

г. Пермь

12  мая 2015 года                                                         Дело № А60-56607/2014

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего       Поляковой М.А.,

судей                                      Мартемьянова  В.И., Нилоговой Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Нуретдиновой О.И.,

при участии:

от заявителя: Поткин И.Е., паспорт, доверенность от 06.11.2014;

от заинтересованного лица: Фефилов А.В., паспорт, доверенность от 23.06.2014;

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 17 февраля 2015 года

по делу № А60-56607/2014

по заявлению Фарина Максима Анатольевича

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046603571508, ИНН 6660010006)

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании зарегистрировать юридическое лицо,

установил:

Фарина Максим Анатольевич (далее – заявитель, Фарина М.А.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее – заинтересованное лицо, ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга) от 20.08.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО Юридическая компания «Правовой департамент», а также об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга зарегистрировать юридическое лицо ООО Юридическая компания «Правовой департамент».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2015 (резолютивная часть решения объявлена 11.02.2015) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга  от 20.08.2014 признано незаконным. Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга устранить нарушение прав и законных интересов Фарины Максима Анатольевича путем государственной регистрации ООО Юридическая компания «Правовой департамент» при создании по представленному пакету документов от 13.08.2014, входящий номер 6802. Кроме того, с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга в пользу Фарины Максима Анатольевича взыскано 200 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска.

Не согласившись с решением суда, ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга  обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе ее заявитель отмечает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Считает, что использование слова «Департамент», принимая во внимание его истолкование и смысловую нагрузку, в наименовании юридического лица ООО Юридическая компания «Правовой департамент» недопустимо, так как это может привести к ассоциации названного Общества с государственными органами, что прямо нарушает положения пп. 2 п. 4 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, полагает, что судом первой инстанции неправомерно были учтены наименования зарегистрированных юридических лиц со словом «Департамент», указанных в письме Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 04.12.2014 № 06-48/34184, поскольку оценка оснований их регистрации выходит за рамки рассмотрения настоящего дела.

 До начала судебного заседания от заявителя поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах жалобы настаивает.

Представитель заявителя возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Фариной М.А. 04.08.2014 принято решение № 1 единственного участника об учреждении ООО Юридическая компания «Правовой департамент», утверждении устава и уставного капитала в размере 10 000 руб. 00 коп.; возложении на себя обязанностей единоличного исполнительного органа (директора) данного общества (л.д. 12-14).

13.08.2014 Фариной М.А. в регистрирующий орган был представлен пакет документов, необходимый в соответствии с действующим законодательством для регистрации юридического лица.

ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга 20.08.2014 было вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в соответствии с пп. «ж» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001  № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее также - Закон о государственной регистрации) (л.д. 32).

10.11.2014 решение ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга от  20.08.2014 было обжаловано Фариной М.А. в вышестоящий налоговой орган – в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (л.д. 33-35).

04.12.2014 Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области жалоба заявителя от 10.11.2014 на принятое Инспекцией 20.08.2014 решение об отказе в государственной регистрации ООО Юридическая компания «Правовой департамент» рассмотрена и признана необоснованной (л.д. 36-38).

Не согласившись с принятым решением регистрирующего органа, Фарина М.А. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения регистрирующего органа не законным.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований у регистрирующего органа для отказа в государственной регистрации юридического лица при создании.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке  ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В силу ч. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен ст. 12 Закона о государственной регистрации.

Согласно ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы представлены в регистрирующий орган через многофункциональный центр, один экземпляр учредительных документов с отметкой регистрирующего органа направляется этим органом одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, который выдает указанный экземпляр учредительных документов одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет учредительные документы, представленные заявителем в электронной форме и подписанные электронной подписью регистрирующего органа. Экземпляр данных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте при указании заявителем на необходимость получения и способа получения данных документов при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии со ст. 13 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно приведенной выше норме  Закона о государственной регистрации в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001), решение о создании юридического лица, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.

Возражения заявителя апелляционной жалобы о нарушении  заявителем требований ст. 1473 ГК РФ, что послужило основанием для отказа в государственной регистрации  юридического лица, судом отклоняются как не обоснованные.

Отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна, или подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации).

Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица при его создании Законом о государственной регистрации не предусмотрено, приведенный в ст. 23 этого Закона перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Обязанность указания достоверной информации возложена законодателем на заявителя (подп. "а" ст. 12 Закона о государственной регистрации).

В Письме ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@,  адресованном территориальным налоговым органом,  разъяснено  применение указанной нормы права. В частности указано, что  регистрирующий орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации обязан осуществить регистрационные действия на основании представленных при государственной регистрации документов. Несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. При этом требования к наименованию установлены пунктами 3 и 4 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, несоответствие наименования юридического лица требованиям, установленным статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в государственной регистрации.

Отказ  в регистрации  юридического  лица был мотивирован нарушением заявителем  с п. 4 ч. 2 ст. ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, а  именно  использованием в наименовании юридического  лица слова «Департамент».

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2015 по делу n А50-13570/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также