Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2008 по делу n А50-2454/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/аСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-3522/2008-АК
г. Пермь 16 июня 2008 года Дело № А50-2454/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И. В. судей Богдановой Р.А., Грибиниченко О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И. при участии: от заявителя ГУ УПФ РФ в г. Березники Пермского края – не явился, извещен надлежащим образом; от заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Березники УФССП по Пермскому краю Кель О.А. – не явился, извещен надлежащим образом; от третьего лица ГОУ Среднего профессионального образования «Березниковское медицинское училище» - не явился, извещен надлежащим образом; рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ГУ УПФ РФ в г. Березники Пермского края на решение арбитражного суда Пермского края от 07 апреля 2008 года по делу № А50-2454/2008, принятое судьей Зверевой Н.И. по заявлению ГУ УПФ РФ в г. Березники Пермского края к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Березники УФССП по Пермскому краю Кель О.А. третье лицо: ГОУ Среднего профессионального образования «Березниковское медицинское училище» о признании недействительным постановления, установил: Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Березники Пермского края обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Кель О.А. отдела судебных приставов по г. Березники УФССП по Пермскому краю от 06.12.2007г. № 73706-4/2007 о возвращении взыскателю неисполненного исполнительного документа, предусматривающего взыскание на средства бюджетной системы РФ, выразившееся в возврате постановления от 11.09.2007г. № 678 о взыскании ГОУ Среднего профессионального образования «Березниковское медицинское училище» пени по страховым взносам в размере 192,05 руб. Решением арбитражного суда Пермского края от 07.04.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Не согласившись с решением суда, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Березники Пермского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, поскольку выводы суда неправомерны и не подтверждены документально. Заявитель жалобы полагает, что судебным приставом-исполнителем незаконно возвращен исполнительный документ, поскольку в постановлении судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения о том, что им были предприняты какие-либо меры по выявлению счетов, открытых бюджетному учреждению в банке РФ или кредитных организациях, обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на этих счетах. Акт о невозможности взыскания или иной документ, фиксирующий действия судебного пристава-исполнителя по принятию всех предусмотренных законом мер по принудительному исполнению исполнительного документа, приставом не составлялся и взыскателю не направлялся. Стороны и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, 11.09.2007г. заместителем начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Березники Пермского края вынесено решение № 678 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов в сумме 192,05 руб. с ГОУ Среднего профессионального образования «Березниковское медицинское училище» и постановление о взыскании названной суммы № 678 от 11.09.2007г. Названное постановление направлено для принудительного исполнения в службу судебных приставов г. Березники Пермского края, в связи с чем 13.09.2007г. возбуждено исполнительное производство № 73706-04/2007 (л.д. 13). 06.12.2007г. судебным приставом-исполнителем Кель О.А. вынесено постановление о возвращении взыскателю исполнительного документа. В качестве оснований к возврату судебным приставом-исполнителем указано на изменение бюджетного законодательства в части обращения взыскания на средства бюджетной системы РФ по денежным обязательствам бюджетных учреждений. При этом взыскателю разъяснено, что исполнение должно производиться по месту открытия должнику-бюджетополучателю лицевого счета на основании судебного акта и заявления взыскателя. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионный фонд не доказал нарушение его прав и законных интересов, наличие у должника иных расчетных счетов, в отношении которых возможно совершение исполнительных действий. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 29 и части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. В судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации. Установленная статьей 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности. Положениями статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, однако в силу вышеизложенного изменения, внесенные в БК РФ, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов. Следовательно, неправомерны разъяснения судебного пристава-исполнителя о том, что к постановлению фонда о взыскании должна быть представлена копия судебного акта. Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.05.2007г. № 31 разъяснено, что при разрешении соответствующих споров арбитражным судам следует иметь в виду следующее. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Таким образом, при наличии у бюджетного учреждения счета в кредитной организации принудительное исполнение исполнительного документа пенсионного фонда подлежит исполнению судебным приставом-исполнителем, и только в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в кредитных организациях – органами Федерального казначейства при условии наличия у должника лицевого счета бюджетополучателя. В постановлении судебного пристава-исполнителя от 06.12.2007г. значится, что лицевые счета – бюджетополучателю средств федерального бюджета ГОУ СПО «Березниковское медицинское училище» открыты в Министерстве финансов Пермского края, в учреждениях банка РФ или кредитных организациях иные счета за должником не зарегистрированы. Между тем, доказательств отсутствия у ГОУ Среднего профессионального образования «Березниковское медицинское училище» расчетных счетов в кредитных организациях на момент вынесения оспариваемого постановления от 16.12.2007г. не представлено, поскольку имеющаяся в материалах дела справка Межрайонной ИФНС России № 2 датирована 04.04.2008г. и содержит информацию об отсутствии банковский счетов должника по состоянию на 21.11.2006г. (л.д. 46). Доказательств направления запросов с целью установления наличия (отсутствия) расчетных счетов должника суду не представлено, как не представлено доказательств того, что у должника были открыты лицевые счета бюджетополучателя. При этом, наличие счета бюджетополучателя без надлежащих доказательств отсутствия расчетных счетов в кредитных учреждениях не является основанием для возврата исполнительного документа. Кроме того, согласно ст. 26 Федерального закона № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю: 1) по заявлению взыскателя; 2) если нарушен срок предъявления исполнительного документа к исполнению; 3) если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества); 4) если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными; 5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа; 6) если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа. В случае невозможности взыскания по основаниям, указанным в подпунктах 3-6 настоящего пункта, судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается старшим судебным приставом. Ни одно из названных оснований не приведено судебным приставом-исполнителем в оспариваемом постановлении, о невозможности взыскания и составления об этом соответствующего акта нет указания в постановлении о возвращении исполнительного документа. Акт о невозможности взыскания в материалах дела отсутствует. Указанное свидетельствует о нарушении процедуры возврата исполнительного документа, предусмотренной данной статьей. Изменение бюджетного законодательства в части обращения взыскания на средства бюджетной системы РФ по денежным обязательствам бюджетных учреждений и указание о взыскании с лицевого счета бюджетополучателя на основании судебного акта не поименовано в качестве оснований для возврата по ст. 26 ФЗ «Об исполнительном производстве». При таких обстоятельствах у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возвращения неисполненного исполнительного документа по названным основаниям при недоказанности отсутствия расчетных счетов в кредитных учреждениях. На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а жалоба – удовлетворению. Поскольку согласно п.2 ст.329 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации заявление об оспаривании решений и действий судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается, то вопрос распределения судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, ч.1. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 07.04.2008г. отменить. Признать недействительным постановление от 06.12.2007г. № 7376-4/2007 о возвращении взыскателю неисполненного исполнительного документа от 11.09.2007г. признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 21.07.1997г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд Пермского края. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий И. В. Борзенкова Судьи Р.А. Богданова О.Г. Грибиниченко Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2008 по делу n А50-3268/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|