Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 по делу n А50-1304/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-3480/2008-АК
г. Пермь 11 июня 2008 года Дело № А50-1304/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 11.06.2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 11.06.2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г. судей Борзенковой И.В., Богдановой Р.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И., при участии: от заявителя - Сельскохозяйственный производственный кооператив «Лыпский» - не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, от заинтересованного лица - Межрайонная ИФНС России № 10 по Пермскому краю - Капустин И.В. (паспорт серии 57 01 № 553298, доверенность от 26.12.2007г.), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя – Сельскохозяйственного производственного кооператива «Лыпский» на решение Арбитражного суда Пермского края от 07 апреля 2008 года по делу № А50-1304/2008, принятое судьей Даниловой С.А. по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива «Лыпский» к Межрайонной ИФНС России № 10 по Пермскому краю о признании недействительным решения, установил: Сельскохозяйственный производственный кооператив «Лыпский» (далее – кооператив, заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 10 по Пермскому краю (далее – налоговый орган, инспекция) от 26.12.2007г. № 57 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС в сумме 118 831 руб. 95 коп., соответствующих сумм пеней и налоговых санкций, а также просит снизить общий размер штрафных санкций. Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.04.2008г. признано недействительным решение налогового органа в части НДС, соответствующих сумм пени и налоговых санкций, начисленных в связи с завышением налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам ИП Савищенко В.Г., ИП Астафьева Д.А., ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» и ООО «Роспромпартнер», а также налоговых санкций по п. 1 ст. 122, 123, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), по п. 2 ст. 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в размере, превышающем пятую часть от начисленного, как не соответствующее Кодексу. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение в части отказа отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что отсутствие сведений о таком юридическом лице как ОАО «Агрохимсервис» в налоговом органе не может служить основанием для отказа в возмещении НДС, поскольку действующим законодательством не предусмотрено такое основание, как отсутствие сведений в ЕГРЮЛ о контрагенте. Также судом не учтено, что кооператив состоял в длительных договорных отношениях, о чем подтверждают имеющиеся в материалах дела товарные накладные, счета-фактуры. При этом, налогоплательщиком не приводится в апелляционной жалобе доводов несогласия с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, касающейся доначисления НДС, соответствующих сумм пени и налоговых санкций, начисленных в связи с завышением налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам ООО «Елена», однако по данному эпизоду решение суда также подлежит пересмотру арбитражным апелляционным судом, поскольку в резолютивной части апелляционной жалобы указано на оспаривание решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. При этом налоговый орган указывает, что довод заявителя об отсутствии обязанности проверять добросовестность контрагентов не освобождает от обязанности соблюдения законодательства в рамках налоговых правоотношений. В случае недобросовестности контрагентов покупатель несет риск не только в рамках гражданско-правовых отношений, но и в рамках налогового законодательства. В ходе налоговой проверки и рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что заявитель не проявил должной осмотрительности, отсутствуют договоры, копия свидетельства о постановке на учет. Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направило. Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Законность и обоснованность решения суда проверены в порядке ст. 266, ч. 5 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка кооператива по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ряда налогов, в том числе налога на добавленную стоимость. В ходе проверки налоговым органом установлено необоснованное предъявление НДС к возмещению из бюджета. По результатам указанной проверки налоговым органом составлен акт проверки от 21.11.2007г. и вынесено решение от 26.12.2007г. № 57, в соответствии с которым кооператив привлечен к налоговой ответственности, в том числе по п. 1 ст. 122 Кодекса за неуплату (неполную уплату) НДС в виде взыскания штрафа в сумме 26 239 руб. Кооперативу предложено уплатить недоимку по налогам, в том числе, по НДС в сумме 211 146 руб. и пени (по состоянию на 26.12.2007г.) за несвоевременную уплату налогов, в том числе по НДС в сумме 60 075 руб. 69 коп. Основанием для доначисления кооперативу НДС послужили выводы налогового органа о нарушении кооперативом ст. 169 Кодекса. Посчитав, что решение налогового органа в оспариваемой части нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения и признавая в указанной части решение налогового органа правомерным, суд первой инстанции исходил из того, что выставленная счет-фактура ООО «Елена» оформлена с нарушением ст. 169 Кодекса (отсутствует подпись руководителя предприятия), а исправленная счет-фактура не представлена, а ОАО «Агрохимсервис» не зарегистрировано в установленном законом порядке. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения принятого судебного акта в обжалуемой части. В соответствии с п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Согласно п. 2 ст. 171 Кодекса, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. При этом в силу п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов. Согласно ст. 169 Кодекса документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету, является счет-фактура. Согласно п. 2 ст. 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При этом сведения, содержащиеся в счете-фактуре, предусмотренные п. 5 ст. 169 Кодекса, должны быть достоверны. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 15.02.2005 № 93-О, в силу п. 2 ст. 169 Кодекса в случае, если выставленный налогоплательщику счет-фактура не содержит четкие и однозначные сведения, предусмотренные в п. 5 и 6 той же статьи, в частности данные о налогоплательщике, его поставщике и приобретенных товарах (выполненных работах, оказанных услугах), такая счет-фактура не может являться основанием для принятия налогоплательщиками к вычету или возмещению сумм НДС, начисленных поставщиками. На основании данной нормы, соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цена товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, требование п. 2 ст. 169 Кодекса, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм налога из бюджета. Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками. Налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что налогоплательщиком необоснованно включены в налоговые вычеты суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) по счетам-фактурам ОАО «Агрохимсервис», составленным и выставленным в нарушением порядка, установленного ст. 169 Кодекса, на сумму 19 998 руб. (за 2005г.), на сумму 23678 руб. (за 2006г.): - № 308 от 15.07.2005г. на сумму 25500 руб., в том числе НДС в сумме 3 889 руб. 83 коп.; - № 248 от 23.06.2005г. на сумму 59 600 руб., в том числе НДС в сумме 9091 руб. 53 коп.; - № 302 от 14.07.2005г. на сумму 46 000 руб., в том числе НДС в сумме 7016 руб. 95 коп.; - № 30 от 20.04.2006г. на сумму 55 000 руб., в том числе НДС в сумме 8 389 руб. 83 коп.; - б/н от 18.01.2006г. на сумму 31390 руб. , в том числе НДС в сумме 4788 руб. 30 коп.; - № 125 от 19.07.2006г. на сумму 27 357 руб. 58 коп., в том числе НДС в сумме 4173 руб. 19 коп.; - № 113 от 06.07.2006г. на сумму 41 475 руб., в том числе НДС в сумме 4 173 руб. 19 коп.; Налоговый орган указывает, что ОАО «Агрохимсервис», ИНН 1628006231, не зарегистрировано в установленном законом порядке (сведения о данном обществе в ЕГРЮЛ отсутствуют). В ходе проверки налоговым органом направлен запрос в отношении ОАО «Агрохимсервис» в инспекцию по месту учета общества, получен ответ, что данное юридическое лицо с указанным ИНН на налоговом учете не состоит, сведения о данном обществе в ЕГРЮЛ отсутствуют. В соответствии с подп. 2 п. 5 ст. 169 Кодекса идентификационные номера продавца и покупателя относятся к обязательным реквизитам, которые должны быть указаны в счетах-фактурах. Пунктом 7 ст. 84 Кодекса предусмотрено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Присвоенный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) не подлежит изменению и не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу. Следовательно, указание в счетах-фактурах ИНН, который по данным налогового органа не был присвоен ни одному налогоплательщику, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям п. 5 ст. 169 Кодекса и влечет для налогоплательщика правовые последствия, предусмотренные п. 2 ст. 169 Кодекса. Таким образом, из имеющихся в материалах дела сведений, полученных из уполномоченного на государственную регистрацию органа, следует, что указанные лица в базе данных федерального уровня отсутствуют, указанные ими в счетах-фактурах ИНН является фиктивным. Налоговым органом также установлено несоответствие счета-фактуры требованиям ст. 169 Кодекса по контрагенту ООО «Елена», а именно в счете-фактуре № 201 от 15.06.2004г. отсутствует подпись руководителя предприятия. Исправленный оригинал спорной счет - фактуры не был представлен заявителем ни в ходе проведения проверки, ни в судебное заседание первой и апелляционной инстанций. Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о несоответствии спорного счета-фактуры требованиям п. 6 ст. 169 НК РФ. Решение арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований сторонами не обжалуется, арбитражным апелляционным судом не пересматривается. На основании изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Руководствуясь ст. 176, 256, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07.04.2008г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий О. Г. Грибиниченко Судьи И.В. Борзенкова Р.А. Богданова Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 по делу n А50-4617/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|