Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу n А50-21000/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2400/2015-АК

г. Пермь

07 апреля 2015 года                                                   Дело № А50-21000/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г. Н.,

судей  Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,

при участии:

от истца Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298) – Черепанова М.С., паспорт, доверенность от 26.03.2015; Рудакова Н.В., паспорт, доверенность от 01.05.2014;

от ответчика ООО «Шанс» (ОГРН 1075916000753, ИНН 5916019111) – Дуданов П.А., паспорт, доверенность от 12.01.2015;

от третьих лиц ГКУ Пермского края «Закамское лесничество», Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю – не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика ООО «Шанс»

на решение Арбитражного суда Пермского края от 15 января 2015 года

по делу № А50-21000/2014,

принятое судьей Мухитовой Е.М.,

по иску Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края

к ООО «Шанс»,

третьи лица: ГКУ Пермского края «Закамское лесничество», Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю,

о взыскании 25 978 703,27 руб., расторжении договора аренды лесного участка

установил:

 Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к ООО «Шанс» (далее – ответчик, общество) о взыскании невнесенной арендной платы в размере 25 978 703,29 руб., из которых в федеральный бюджет – 2 871 405,26 руб., в бюджет Пермского края – 23 107 298,01 руб., расторжении договора аренды лесного участка от 13.07.2010 № 523.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.01.2015 иск удовлетворен полностью.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель жалобы полагает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что корректировки арендной платы по проекту освоения лесов за 2011-2014 г.г. произведены истцом в одностороннем порядке в нарушение ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса РФ. Кроме того, выводы суда о неоднократном нарушении ответчиком внесения арендной платы, что послужило основанием для расторжения договора, не соответствуют действительности. Истцом не соблюден досудебный претензионный порядок расторжения договора.

Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 30.03.2014, объявлен перерыв до 06.04.2015 до 15 час.00 мин. для сверки расчетов за период с 01.01.2013 по 31.12.2014 по договору аренды лесного участка от 13.07.2010 № 523

Судебное заседание от 06.04.2015 состоялось в том же составе суда при явке сторон: от истца – Черепанова М.С., паспорт, доверенность от 26.03.2015, от ответчика – Дуданов П.А., паспорт, паспорт, доверенность от 12.01.2015;

Представитель ответчика в соответствии с доводами жалобы просил решение арбитражного суда отменить, представитель истца в соответствии с письменным отзывом просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Судом апелляционной инстанции удовлетворены ходатайства: представителя ответчика о приобщении к материалам дела сообщений банков Пермского операционного офиса № 2 АКБ «БТА-Казань» от 23.03.2015 № 58-4530, подтверждающего оплату арендных платежей за март-апрель 2014 года; Операционного офиса «Губернский» Приволжского филиала ПАО Росбанк от 05.03.2015 № 0202-44-384, подтверждающего оплату арендных платежей за май-июнь 2014 года; акта сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 между ГКУ Пермского края «Закамское лесничество» и ООО «Шанс» по договору от 13.07.2010 № 523, подтверждающего отсутствие задолженности по арендным платежам за 2013 год; письменных пояснений по платежам за период с января 2014 по декабрь 2014 года; представителя истца о приобщении к материалам дела актов сверок взаимных расчетов за период с 11.10.2013 по 31.12.2014.

Ходатайство ООО "Шанс" о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу № А50-5600/2015 рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ с учетом положений ст. 143 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения.

Третьи лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствии. Кроме того Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, принятое апелляционным судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного аукциона на право заключения договора аренды лесного участка между Агентством по природопользованию Пермского края (с 10.09.2012 арендодателем по договору является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, далее — Арендодатель) и ООО «Шанс» (далее - Арендатор) 13.07.2010 заключен Договор аренды лесного участка № 523 (далее - Договор), согласно которому Арендодатель предоставил, а Арендатор принял во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в п. 2 Договора (л.д.

Срок действия договора устанавливается с 13.07.2010 по 12.07.2059 года включительно (п. 21 договора).

Согласно п. 4 договора арендатору был передан лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 6,2 тыс. м3, в том числе 5,2 тыс. м3 по хвойному хозяйству. Точный объем использования лесов для заготовки древесины определяется Проектом освоения лесов.

Пунктом 7 договора установлено, что  арендная плата по договору составляет 3 431 400 рублей в год.

В соответствии с п. 7.1 Договора размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов.

Ответчиком был разработан и представлен на государственную экспертизу проект освоения лесов.

Приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 30.12.2010 № СЭД-30-01-03-390 утверждено заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы № 01-2010/458 на «Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Шанс» для заготовки древесины, на территории Закамского лесничества (Закамский лесхоз, Нытвенский сельский лесхоз)».

Согласно указанному проекту объем использования лесов увеличился: в 2011 году - до 16,7 тыс. м3; в 2012 году - до 17,1 тыс. м3; в 2013 году - до 17,1 тыс. м3; в 2014 году - до 16,9 тыс. м3 и далее (на 10 лет).

29.03.2011 между Арендодателем и Арендатором было заключено Дополнительное соглашение № 1 к Договору аренды лесного участка от 13.07.2010 г. № 523, зарегистрированное, как и договор, в установленном законодательством порядке, которым в договор внесены изменения, в том числе, п. 4 Договора изложен в следующей редакции: «Арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с объемами использования лесов в соответствии Проектом освоения лесов и приложениями 1, 2 к дополнительному соглашению от 29.03.2011 г. № 1 настоящему договору».

Также договор дополнен Приложениями 1 – 11 к дополнительному соглашению, в том числе Приложением 1 «Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке ООО «Шанс», определяющим объемы на 2010 – 2019 годы в соответствии с Проектом освоения лесов.

В апреле 2014 года была проведена внеплановая камеральная проверка деятельности ГКУ «Закамское лесничество», в ходе которой выявлено, что размер арендной платы ООО «Шанс» установлен не в полном объеме, перерасчет арендной платы за период 2011 – 2014 годы по объемам Проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 30.12.2010 г. № СЭД-30-01-03-390, не произведен.

В связи с увеличением объема использования лесов Министерство направило ответчику Уведомление от 13.05.2014 «О перерасчете арендной платы по договору аренды лесного участка» о том, что в соответствии с п. 7.1 договора аренды размер арендной платы скорректирован за период 2011 – 2014 гг. по материалам Проекта освоения лесов, произведено доначисление арендных платежей за период с 01.01.2011 по 30.04.2014, в результате сложилась недоплата по арендной плате в размере 23 094 233,67 руб.

Указанным уведомлением ответчику предлагалось оплатить доначисленные суммы в срок до 30.05.2014.

Письмом от 10.06.2014 ответчик отклонил направленное в его адрес уведомление, указав на отсутствие правовых оснований для начисления и оплаты скорректированных арендных платежей по итогам проекта освоения лесов.

 25.06.2014 Министерство направило ответчику претензию с требованием погасить задолженность по арендной плате по состоянию на 25.06.2014  в размере 23 962 071,50 руб. в срок не позднее 15 дней с даты направления претензии, в противном случае договор будет расторгнут.

Неисполнение арендатором в добровольном порядке требований претензии послужило поводом для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями.

Суд первой инстанции удовлетворил требования Министерства, признав их правомерными.

Изучив доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее, заслушав мнения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Пунктом 3 ст. 71 Лесного кодекса установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При этом предметом аукциона выступает начальный размер арендной платы (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса), который в силу пункта 4 части 4 статьи 79 названного кодекса не может быть ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьями 73 и 76 того же кодекса.

Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины на "шаг аукциона" (часть 1 статьи 80 Лесного кодекса).

В силу пункта 1 и пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену.

Таким образом, из приведенных норм права следует, что если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене предложенной победителем.

Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.

Удовлетворяя требования о взыскании невнесенной арендной платы, суд первой инстанции установил, что правила ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса касаются запрета изменений условий аукциона при заключении договора аренды.

Частью 2 ст. 74 Лесного кодекса содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно Лесным кодексом (ч. 7 ст. 53.7 Кодекса). Таким образом, исключается применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.

Из протокола  от 29.06.2010 № 9 о результатах аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда для заготовки древесины следует. что предметом аукциона (аукционной единицей) являлся ежегодный размер арендной платы за использование лесного участка. Начальная (стартовая) цена  - годовая плата составила 980 400 руб., окончательная цена предмета аукциона (ежегодный размер арендной платы) составил 3 431 400 руб. и в силу приведенных норм права не может быть увеличена.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 года N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 по делу n А60-36332/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также