Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А50-22896/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2147/2015-АК

г. Пермь

27 марта 2015 года                                                   Дело № А50-22896/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта  2015  года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,

судей  Васевой Е.Е., Гуляковой Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания Савватеевой К.В.

при участии:

от заявителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Чусовская городская поликлиника» (ОГРН 1095921000295, ИНН 5921024935) - Усольцев А.В., паспорт 5701 766647, доверенность от 20.01.2015,

от заинтересованного лица Государственного учреждения – Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) – Темербаева Н.А., удостоверение №766, доверенность от  14.04.2014

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика Государственного учреждения – Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 января 2015 года

по делу № А50-22896/2014,

принятое судьей Самаркиным В.В.

по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Чусовская городская поликлиника»

к Государственному учреждению – Пермскому региональному

отделению Фонда социального страхования Российской Федерации

о признании недействительными решения,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Чусовская городская поликлиника» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд к Государственному учреждению – Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, Отделение), с заявлением признании недействительными: решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 14.10.2014 № 1320; пункта 2 решения об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 14.10.2014 № 1246 (в части уплаты недоимки по страховым взносам в сумме 204,12 руб. и отражения в бухгалтерском учете и расчёте доначисленных страховых взносов); пункта 2 решения об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 14.10.2014 № 928 (в части уплаты недоимки по страховым взносам в сумме 14,08 руб., пени в сумме 0,62 руб. и отражения в бухгалтерском учете и расчёте доначисленных страховых взносов, пеней).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 13 января 2015 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом, Отделение обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, поскольку судом нарушены нормы материального права, не дана объективная оценка имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы полагает, что средний заработок в расчете за полный месяц нужно сравнивать с минимальным размером оплаты труда без учета районного коэффициента, так как районный коэффициент применяется не на стадии сравнения среднего заработка, а уже к сумме исчисленного из минимального размера оплаты труда пособия.

В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Учреждение в представленном письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, поскольку пособие по временной нетрудоспособности в случае, когда средний заработок меньше минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент, рассчитывается исходя из минимального заработка, увеличенного на районный коэффициент.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ГУ ПРО ФСС РФ по результатам камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование в отношении Учреждения, составлен акт проверки от 02.09.2014 № 2059 и вынесены решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 14.10.2014 № 1320, решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 14.10.2014 № 1246, решение об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 14.10.2014 № 928

По мнению фонда, средний заработок в расчете за полный месяц нужно сравнивать с минимальным размером оплаты труда без учета районного коэффициента, так как районный коэффициент применяется не на стадии сравнения, а уже к сумме исчисленного из минимального размера оплаты труда пособия).

Указывая на незаконность вынесенного решения, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициента к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу, исходя из минимального размера оплаты труда, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ).

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Закона № 255-ФЗ, а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее - Положение № 375).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 ТК РФ).

Частью 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТу, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.

Согласно ч.ч.4 и 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 Закона № 255-ФЗ. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, на 30,4.

Согласно пункту 11.1 Положения (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что расчет пособия осуществлен Учреждением как страхователем правомерно, исходя из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.

Доводы заинтересованного лица сводятся к тому, что согласно пункту 11.1 Положения (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений)  районный коэффициент при исчислении пособий из среднего заработка, приравненного к МРОТ, применяется к исчисленной сумме пособия, а не к МРОТ; что решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права.

Коллегия судей апелляционной инстанции не может согласиться с данными доводами ввиду того, что районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия – исчислении среднего дневного заработка, в связи с чем при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правильно указал на то, что применение обществом районного коэффициента 1,15 при определении размера пособия работнику является правомерным. Данный вывод соответствует системному толкованию положений статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ, пунктов 2, 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий, статей 133, 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, а также доводу заявителя о разных подходах Фонда социального страхования при исчислении среднего дневного заработка исходя из фактически отработанного времени (с применением районного коэффициента) и исходя из МРОТ (без применения этого коэффициента).

При таких обстоятельствах, решение суда законно и обоснованно, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение  Арбитражного суда Пермского края от 13 января 2015 года по делу № А50-22896/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

И.В. Борзенкова

Судьи

Е.Е. Васева

Г.Н.Гулякова

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу n А50-24022/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также