Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А50-18250/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-856/2015-ГК г. Пермь 12 марта 2015 года Дело № А50-18250/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2015 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макарова Т.В., судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычёвой С.В., при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле, (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), истца, Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства», на решение Арбитражного суда Пермского края от 17 декабря 2014 года, принятое судьей Кудиновой О.В. по делу № А50-18250/2014 по иску Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства» (ОГРН 1027800534101, ИНН 7801009738) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Пермском крае, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Санкт-Петербурге, Федеральное агентство по рыболовству, о признании права оперативного управления, установил: ФГБНУ «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании права оперативного управления на скважину №2 (4131), расположенную по адресу: Пермский край, Суксунский район, Кисилевское сельское поселение, урочище «Цыганский лог», кадастровый номер земельного участка на котором находится скважина 59:35:1500102:1852. Определениями от 11.09.2014, 19.11.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, Управление Росреестра по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Санкт-Петербурге, Федеральное агентство по рыболовству. Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 декабря 2014 года в удовлетворении иска отказано. ФГБНУ «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства» с принятым решением не согласился, обжалует его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт. Считает, что выводы суда относительно отсутствия оснований для утверждения, что право оперативного управления является ранее возникшим, а также выбранного ФГБНУ способа защиты права не соответствуют материалам дела. От ответчика, третьих лиц поступили отзывы на жалобу. Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили. В силу части 3 статьи 156 АПК РФ данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из искового заявления, 20.06.2013 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по ПК) ФГБНУ «ГосНИОРХ» были поданы документы на регистрацию права оперативного на скважину № 2 (4131), расположенную по адресу: Пермский край, Суксунский район, Кисилевское сельское поселение, урочище «Цыганский лог». 08.11.2013 истцу было отказано в государственной регистрации права оперативного управления. При этом основанием для отказа послужило отсутствие документов, подтверждающих возникновение права оперативного управления на спорное имущество; документов, подтверждающих закрепление собственником указанного имущества на праве оперативного управления за ФГБНУ «ГосНИОРХ». Полагая, что названный объект с момента его введения и до настоящего времени находится в его владении и пользовании на праве оперативного управления, ФГБНУ «ГОСНИОРХ» обратилось в арбитражный суд В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 АПК РФ). Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права (абзац 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ)). При этом избранный способ защиты должен соответствовать характеру нарушения и вести к восстановлению нарушенных прав. В силу положений п.п. 1 и 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что на основании пункта 4 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 ГК РФ. Если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (пункт 59 названного Постановления). ФГБНУ «ГОСНИОРХ» является научным учреждением, созданным приказом Наркомснаба от 03 августа 1932 года № 613 (пункт 1.2 Устава) (л.д. 60-68). В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно пункту 3 раздела II приложении № 1 к названному Постановлению высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности. Таким образом, ГосНИОРХ как научное учреждение при разграничении государственной собственности отнесено исключительно к федеральной собственности, учредителем и собственником которого является Российская Федерация (пункт 1.5 Устава). Согласно представленной в материалы дела выписке от 14.05.2013 № 389/2 скважина №2 (4131), назначение нежилое, расположенная по адресу: Пермский край, Суксунский район, Кисилевское сельское поселение, урочище «Цыганский лог» учтена в реестре федерального имущества Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге. Соответственно полномочия собственника в отношении спорного имущества осуществляет Территориальное управление Росимущества в г. Санкт-Петербурге. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на спорный объект отсутствуют. В государственной регистрации права оперативного управления ФГБНУ «ГОСНИОРХ» регистрирующим органом отказано в связи с непредставлением документов, подтверждающих возникновение права оперативного управления ФГБНУ «ГОСНИОРХ» на него (л. д. 17-19). Абзацами 2-3 пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 предусмотрено, что если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия. Вместе с тем, с учетом обстоятельств, положенных ФГБНУ «ГОСНИОРХ» в основу заявленных требований, и при наличии возражений ответчика относительно наличия у истца оснований возникновения права оперативного управления, что само по себе свидетельствует о наличии спора о праве, иск о признании права оперативного управления является надлежащим способом защиты, соответствующим характеру предполагаемого нарушения и в случае удовлетворения исковых требований обеспечит восстановление нарушенных прав и защиту интересов истца, поскольку такое решение суда будет являться основанием для внесения в ЕГРП записи о праве оперативного управления истца на спорное имущество. Вывод суда первой инстанции об обратном основан на неправильном толковании норм материального права. Неправомерен и вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований считать право оперативного управления истца ранее возникшим, поскольку опровергается материалами дела. Из представленных в материалы дела техно-рабочего проекта зимовального комплекса опытного форелевого хозяйства Пермской лаборатории ГосНИОРХ в д. Цыганы Суксунского района Пермской области 1978 года и заключения по проекту 3 разведочно-эксплуатационных и 1 резервной скважин на воду для водоснабжения зимовального комплекса опытного форелевого хозяйства Пермской лаборатории ГосНИОРХ в д. Цыганы Суксунского района от 01 июня 1978 года следует, что в составе данного комплекса планировалось строительство, в том числе аретзианских скважин с насосом (л. д. 101-103). Пермской лабораторией ГосНИОРХ 16 августа 1978 года заключен годовой договор подряда на строительство зимовального комплекса форелевого хозяйства (л. д. 106). Заказчику 26 октября 1979 года сдана скважина № 2 после монтажа водоподъемного оборудования (л. д. 107). Акт приемки в эксплуатацию зимовального комплекса форелевого хозяйства в целом утвержден 16 декабря 1987 года. Законченный строительством зимовальный комплекс Суксунского экспериментального форелевого хозяйства передан безвозмездно на баланс Пермской лаборатории ГосНИОРХ. Из данного акта также следует, что строительные и монтажные работы начаты в 1979 году и окончены в декабре 1987 года (л. д. 109-110). Таким образом, спорная скважина спроектирована в составе зимовального комплекса, построена, сдана в эксплуатацию и передана в составе комплекса безвозмездно на баланс Пермской лаборатории ГосНИОРХ. Вместе с тем, данное обстоятельство не привело к принятию судом неправильного решения (часть 3 статьи 270 АПК РФ). В соответствии с п. 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01 ноября 2008 года № 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А60-35801/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|