Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А50-18753/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-724/2015-ГК

г. Пермь

11 марта 2015 года                                                               Дело № А50-18753/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015  года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Голубцовой Ю.А.,

судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,

при участии:

от заявителя – Накаряков О.П., доверенность от 01.11.2012,

от иных лиц, участвующих в деле, – не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Мохаммадпура Шоджааддина

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 04 декабря 2014 года

по делу № А50-18753/2014,

вынесенное судьей Гусельниковой Н.В.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Мохаммадпура Шоджааддина (ОГРНИП 309590222200015, ИНН 590200596818)

к Комитету имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района,

заинтересованное лицо Администрация Пермского муниципального района,

об оспаривании ненормативных правовых актов, связанных с применением законодательства о земле,

установил:

индивидуальный предприниматель Мохаммадпур Шоджааддин (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Комитету имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района (далее – ответчик, Комитет) о признании незаконным решения Комиссии по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:608 и о внесении соответствующих изменений в договор аренды земельного участка от 29.12.2006 № 315; обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:608 и образовании 54 земельных участков и внесении изменений в договор аренды земельного участка от 29.12.2006 № 315.

Согласно ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Пермского муниципального района.

         Решением суда от 04.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

  Заявитель с решением суда от 04.12.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель полагает, что в соответствии с п. 4 ст. 11.8. Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договора аренды, он как лицо осуществляющее такое использование имеет право на внесение соответствующих изменений в ранее заключенный договор аренды земельного участка. Считает, что к заявлению о разделе земельного участка представлены все необходимые предусмотренные законом документы. По мнению заявителя апелляционной жалобы, разрешенное использование вновь образованных земельных участков будет аналогично разрешенному использованию прежнего земельного участка – под индивидуальную жилую застройку. Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Ответчик,  заинтересованное лицо  в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, поскольку раздел земельного участка привет к изменению существенных условий договора аренды. Ввиду отсутствия полномочий по распоряжению спорным земельным участком администрация муниципального образования Фроловское сельское поселение была не вправе заключать договор аренды спорного земельного участка, последующее распоряжение спорным земельным участком незаконно.

Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, на основании постановления главы муниципального образования Фроловского сельского поселения от 29.12.2006 № 136 между заявителем (арендатор) и администрацией муниципального образования Фроловское сельское поселение (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка 29.12.2006 № 315, в соответствии с которым заявитель является арендатором земельного участка площадью 74 406 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловское с/п, в 0,10 км. Западнее д. Жебреи, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сенокошения,  на 3 года с 29.12.2006 по 28.12.2009 (л.д. 12-15).

21.12.2007 договор зарегистрирован (л.д. 15 оборот).

Постановлением Правительства Пермского края от 01.07.2008 года № 208-П в границы населенного пункта деревня Жебреи Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края включен земельный участок площадью 74 406 кв.м. с кадастровым номером 59:32:3660004:0608, изменен вид разрешенного использования на «для жилищного строительства» (л.д.17-18).

01.10.2008 администрация муниципального образования Фроловское и заявитель заключили дополнительное соглашение № 146 к договору аренды земельного участка от 29.12.2006 № 315, в соответствии с которым разрешенное использование земельного участка изменено на «под  индивидуальную жилую застройку», указан кадастровый номер земельного участка - 59:32:3660004:0608, стороны установили, что договор действует до 30.09.2057.

Дополнительное соглашение зарегистрировано 10.11.2008  (л.д. 20).

По заявке заявителя  проведены землеустроительные и кадастровые работы по разделу земельного участка площадью 74406 кв.м. с кадастровым номером 59:32:3660004:0608, из указанного земельного участка сформированы и поставлены на кадастровый учет 54 земельных  участка (л.д. 38-148).

08.12.2013,  20.12.2013 заявитель обратился к ответчику  с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 29.12.2006 №315 в связи с размежеванием земельного участка (л.д. 31, 33).

Заявитель указал, что 15.07.2014 обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением, в котором просил принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:0608 и внести соответствующие изменения (в части указания вновь образованных земельных участков) в договор аренды земельного участка от 29.12.2006 № 315 путем подписания и направления в адрес заявителя дополнительного соглашения к указанному договору.

15.08.2014 Комиссией по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района было принято решение об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 59:32:366 00 04:0608 и внесении соответствующих изменений (в части указания вновь образованных земельных участков) в договор аренды земельного участка от 29.12.2006 № 315  в связи с существенными нарушениями условий договора аренды (л.д.36).

Заявитель, ссылаясь на то, что принятое ответчиком решение об отказе в разделе земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:608 и о внесении соответствующих изменений в договор аренды земельного участка от 29.12.2006 № 315, противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу положений ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 Кодекса и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и(или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ).

Требования к образуемым земельным участкам установлены ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, в частности необходимость соблюдения предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами, Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Также в силу п. 6 указанной правовой нормы образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Постановлением Администрации Пермского муниципального района от 04.10.2012 № 2880 (в редакции от 19.06.2013) «О создании постоянно действующей комиссии по земельным отношениям» в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», решением Земского Собрания от 27.05.2011 «Об утверждении Положения об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», ст. 51-6 Устава муниципального образования «Пермский муниципальный район» в целях оперативного и качественного рассмотрения вопросов, связанных с земельными правоотношениями создана постоянно действующая комиссия по земельным отношениям при администрации Пермского муниципального района,  утверждено Положение о постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при администрации Пермского муниципального района (далее – Положение).

На заседания Комиссии выносятся и обсуждаются вопросы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по согласованию образования (объединение, раздел, перераспределение) земельных участков (п.2.1 Положения).

Отказ Комиссии в разделе в разделе земельного участка с кадастровым номером 59:32:366 00 04:0608 и внесении соответствующих изменений (в части указания вновь образованных земельных участков) в договор аренды земельного участка от 29.12.2006 № 315  мотивирован  существенными нарушениями условий договора аренды.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Как следует из материалов дела, договор аренды земельного участка (с учетом дополнительного соглашения) заключен с разрешенным использованием под  индивидуальную жилую застройку, цель предоставления земельного участка в аренду не достигнута, земельный участок является свободным от застройки.

Возможность изменения сторонами условий договора  об объекте аренды сторонами не согласована, обязанность  арендодателя  по изменению существенных условий договора аренды земельного участка, предоставленного для  жилой застройки,  законом не предусмотрена.

Порядок заключения договора  аренды для  строительства, в том числе для жилищного строительства, предусмотрен  статьями 30-30.2 ЗК РФ.

Суд первой инстанции исходил из того, что действия по разделу земельного участка, предоставленного в аренду  для  жилой застройки, повлекут изменений существенных условий договора аренды   в обход установленного законом порядка предоставления  земельных  участков.

Учитывая изложенное оспариваемое решение комиссии соответствует закону, прав заявителя не нарушает.

В удовлетворении заявления судом отказано правомерно.

При указанных обстоятельствах, нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, решение суда от 04.12.2014 является законным и обоснованным, и отмене не подлежит.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 декабря 2014 года по делу № А50-18753/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

          Ю.А. Голубцова

Судьи

                В.Ю. Дюкин

               Г.Л.Панькова

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 по делу n А50-9286/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также