Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А50-15266/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-17726/2014-ГК

г. Пермь

02 февраля 2015 года                                                         Дело № А50-15266/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015  года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Голубцовой Ю.А.,

судей Дюкина В.Ю., Паньковой Г.Л.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,

при участии:

от истца – Коржова Е.С., доверенность от  28.04.2014,

от ответчика – Поплишкан С.К., доверенность от 14.03.2014,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца индивидуального предпринимателя Пономаревой Евгении Романовны

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 14 ноября 2014 года

по делу № А50-15266/2014,

вынесенное судьей  Ремянниковой И.Е.,

по иску индивидуального предпринимателя Пономаревой Евгении Романовны (ОГРНИП 3125903161100010, ИНН 590312232061)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,

установил:

индивидуальный предприниматель Пономарева Евгения Романовна обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к  федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:3210 общей площадью 18 832 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское с/п, д.Кондратово, ул.Камская, по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости в размере                 9 515 800 руб.

Решением суда от 14.11.2014 в удовлетворении иска отказано.

Истец обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, иск удовлетворить. В обоснование заявленных требований истец ссылается на необходимость признания кадастровой стоимости земельного участка, установленной по состоянию на 01.01.2010 и действующей в 2013 году, равной рыночной стоимости в целях уменьшения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год.

Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.

Ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:3210 общей площадью 18 832 кв. м., расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское с/п, д. Кондратово, ул.Камская, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 24.07.2013 (л.д. 72).

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 № 727-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым 59:32:3410001:3210 составляет 66 411 236 руб. 32 коп.

Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 № 727-п утверждены результаты государственной оценки земель на территории Пермского края по состоянию на 01.01.2010.

По мнению истца, указанная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость.

В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости истец представил отчет ООО «Промпроект-Оценка» от 31.07.2014 №6114, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:3210 по состоянию на 01.01.2010 составляет 9 515 800 руб. (л.д. 8-84).

Согласно ч. 5 ст. 1 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.

Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Заявленные истцом исковые требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, а также наличием у истца в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.

Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с ее несоответствием рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в том числе и в налоговых правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления суда по соответствующему иску.

21.11.2013 Правительством Пермского края принято Постановление № 1610-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», которое вступило в законную силу с 01.01.2014 года (опубликовано в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актах губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 25.11.2013).

Указанным Постановлением от 21.11.2013 № 1610-п Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2011 № 727-п признано утратившим силу.

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-П на момент рассмотрения спора судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:32:3410001:3210 по состоянию на 01.01.2013 составила 16 954 449 руб. 60 коп., указанная кадастровая стоимость применяется  с 01.01.2014.

Сведения об указанной кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости  по состоянию на 01.01.2010, внесенные в государственный кадастр недвижимости, утратили свою актуальность на момент рассмотрения дела.

С учетом этого установление в настоящее время кадастровой стоимости спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка, утвержденной по состоянию на 01.01.2013, не может повлечь изменение сведений, внесенных в кадастр недвижимости, и восстановление нарушенных прав истца.

Доводов о существенном отличии кадастровой стоимости земельного участка от его рыночной стоимости на дату проведения государственной кадастровой оценки (01.01.2013) истцом не приведено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ч.5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ, действующей с 22.07.2014, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 2016-О).

Положения ст. 24.20 указанного Федерального закона в новой редакции, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Указанные положения закона применяются в данном случае, с  учетом того, что истец обратился  суд с иском  01.08.2014, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ

На основании изложенного, доводы истца о том, что действующее законодательство не содержит запрета на применение кадастровой стоимости земельного участка путем в размере рыночной стоимости к правоотношениям за прошедший период, отклонены судом.

При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.

На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2014 года по делу № А50-15266/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

           Ю.А. Голубцова

Судьи

                 В.Ю. Дюкин

                Г.Л.Панькова

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А60-28352/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также