Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А50-10989/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-17339/2014-ГК

г. Пермь

29 января 2015 года                                                   Дело № А50-10989/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  29 января 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Мартемьянова  В. И.,

судей  Мармазовой  С.И., Романова  В.А. 

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Хардиной Т.А.  

при участии:

от заявителя Киселевой Т.Д.:  Киселева Т.И. по доверенности от 04.06.2014,

от заинтересованного лица главы крестьянского (фермерского) хозяйства Половодовой С.Б. (Паршаковой  С.Б.) : Киселева  Т.И. по доверенности от 13.02.2014,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Ответчика  АДМИНИСТРАЦИИ  ЧЕРНУШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

на решение  Арбитражного  суда  Пермского края от 24 ноября 2014 года

по делу № А50-10989/2014,

принятое  судьей  Вихниной  М.А.

по иску  Киселевой Татьяны Дмитриевны

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (614017, г. Пермь, ул. Ким, 91а), Администрации Чернушинского муниципального района (617830, Пермский край, г. Чернушка, ул. Юбилейная, 9; ОГРН 1025902546658, ИНН 5957000769)

о признании крестьянского (фермерского) хозяйства действующим юридическим лицом,

заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Пермскому краю (617830, Пермский край, г. Чернушка, ул.  Мира, 29; ОГРН 1045902233520, ИНН 5957001019), глава крестьянского  (фермерского) хозяйства Половодова (Паршакова) Снежана Борисовна,

установил:

Киселева Татьяна Дмитриевна (далее – заявитель, Киселева Т.Д.) обратилась в арбитражный суд с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (далее – МИФНС 2 России № 17 по ПК), Администрации Чернушинского муниципального района о признании крестьянского фермерского хозяйства в лице единственного члена и главы Киселевой Татьяны Дмитриевны действующим юридическим лицом, созданным в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-01 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и возложении на МИФНС России № 17 по ПК обязанности внести запись в ЕГРЮЛ о крестьянском фермерском хозяйстве как о юридическом лице, созданном в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», созданном до 01.07.2002 и действующим по настоящее время; внести сведения, предоставленные единственным членом и главой крестьянского фермерского хозяйства Киселевой Т.Д., предусмотренные подпунктами «а»-«д», «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ по форме №Р17001 без засвидетельствования подписи заявителя в нотариальном порядке (с учетом замены на стороне ответчика в порядке ст. 47 АПК РФ определением суда от 21.10.2014, а также принятого судом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ определением от 17.11.2014) .

Решением Арбитражного суда  Пермского края  от 24  ноября  2014 года (резолютивная  часть  оглашена  17  ноября  2014  г. ) исковые требования  удовлетворены .

          Крестьянское фермерское хозяйство в лице единственного члена и главы Киселевой Татьяны Дмитриевны (г.р. 11.07.1958) признано действующим юридическим лицом, созданным в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

          На  Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю возложена  обязанность  внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о крестьянском фермерском хозяйстве в лице единственного члена и главы Киселевой Татьяны Дмитриевны (г.р. 11.07.1958) как о юридическом лице, созданном до 01.07.2002 на основании постановления Администрации Чернушинского района Пермского края от 07.04.1992 № 106 и действующем в настоящее время; внести сведения, предоставленные единственным членом и главой крестьянского фермерского хозяйства Киселевой Татьяной Дмитриевной (г.р. 11.07.1958), предусмотренные подпунктами «а»-«д», «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» по форме № Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года», без засвидетельствования подписи заявителя в нотариальном порядке.

          С Администрации Чернушинского муниципального района в пользу Киселевой Татьяны Дмитриевны (г.р. 11.07.1958) взыскана сумма 2000 руб. в порядке возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.

          Не согласившись с данным решением,  Администрация  Чернушинского муниципального района обратилась с  апелляционной  жалобой , в которой просит его отменить в полном объеме и принять новый судебный акт  .

          В  апелляционной  жалобе  заявитель  ссылается  на  то,  что законных  оснований  для  удовлетворения исковых  требований не  имелось, так как в  подтверждение деятельности крестьянского фермерского хозяйства Киселевой Т.Д. суду  представлены  только  хозяйственные  договоры  2008 г., 2012  г., на  подлинность  они  не  проверены ,  других  доказательств ведения  хозяйственной  деятельности ,  функционирования указанного крестьянского фермерского хозяйства не  имеется .  Таким  образом,  достаточных  доказательств суду  истицей  не  представлено . Кроме  того,  заявитель  апелляционной  жалобы  считает,  что поскольку  Администрация  Чернушинского муниципального района  от  уплаты  госпошлины  освобождена в  соответствии с  п. 1  ст. 333.37  НК РФ, оснований  для  взыскания  с нее  госпошлины  не  имелось. 

         Истец  представил отзыв  на  апелляционную  жалобу,  согласно  которому  против  ее  удовлетворения  возражает, просит  в  удовлетворении апелляционной  жалобы  отказать.

        Межрайонная инспекция  Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю представила  письменный  отзыв ,  в  котором ,  содержится  просьба  принять  письменные объяснения  по  настоящему  делу  относительно порядка  внесения  в  ЕГРЮЛ сведений  о юридических  лицах ,  зарегистрированных до 1 июля 2002  г.

        Иные  лица ,  участвующие в деле,  письменных  отзывов  не  представили.

       В  судебном  заседании  суда  апелляционной инстанции представитель  Киселевой Татьяны Дмитриевны и Половодовой С.Б. (Паршаковой  С.Б.) против  удовлетворения  апелляционной  жалобы  возражает по  основаниям, изложенным  в письменном  отзыве,  просит  решение оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу -  без  удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как  видно  из  материалов  дела,  постановлением Администрации Чернушинского муниципального района от 07.04.1992 № 106, зарегистрировано крестьянское фермерское хозяйство гр. Киселева Б.В.,  который утвержден главой крестьянского фермерского хозяйства, членом крестьянского фермерского хозяйства утверждена  Киселева Татьяна Дмитриевна.

Тем  же  постановлением  Тюинскому сельскому совету народных депутатов указано  на  необходимость  внесения  крестьянского хозяйства в похозяйственную книгу (п. 5).

На  основании  данного постановления Крестьянское фермерское хозяйство Киселева  Бориса  Васильевича  занесено в похозяйственную книгу № 7 Тюинской сельской Администрации (оп. № 3, Д № 198) т. 1 л.д. 134.

31.08.1998 Киселев Б.В. умер (свидетельство серии ВГ № 487265 – т. 1 л.д. 86).

С  учетом  того,  что фактически деятельность крестьянского фермерского хозяйства прекращена не была , Киселева Т.Д. является  его единственным  членом ,  в  настоящее время  имеется  необходимость в прохождении перерегистрации юридического лица, заявитель обратился с заявлением по  настоящему  делу  в арбитражный  суд.

  Удовлетворяя  заявленные  требования ,  суд  первой  инстанции пришел  к  выводу  о  том,  что  сведения о КФК  истца  не были переданы Администрацией Чернушинского района в регистрирующий орган в соответствии с требованиями  п. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, оно  не  ликвидировано  в установленном  порядке,  следовательно, имеются основания для  того,  чтобы  считать его действующим  юридическим  лицом. 

Исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, оценив доводы и возражения отраженные в жалобе и письменном отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения в  связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1  Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»  крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков .

         Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами (п. 4 ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1).

Из положений ст. 9 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка (п.1).

           После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона (п. 2).

Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу (п. 3).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается,  что  КФК  в лице главы Киселева В.Б.,  Киселевой Т.Д. в качестве члена крестьянского хозяйства, было  зарегистрировано постановлением Администрации Чернушинского муниципального района от 07.04.1992 № 106.

Из положений п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ следует, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР № 348-1 вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года (в ред. Федеральных законов от 30.10.2009 № 239-ФЗ, от 25.12.2012 № 263-ФЗ).

         Согласно ст. 32 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях:

а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года;

б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности;

в) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства;

г) использования земельного участка методами, приводящими к деградации земли;

д) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд;

е) в связи с банкротством.

         В последствии правовое положение крестьянского фермерского хозяйства регулируется  Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

        В  соответствии со  ст. 21 данного закона    фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

       Прекращение деятельности  КФК истца на  основании вышеуказанных положений законов, регулирующих  соответствующие отношения, в ходе судебного разбирательства не установлено.

         Согласно сведениям архивного отдела Администрации Чернушинского муниципального района от 26.09.2014 в документах регистрационного дела ликвидированного КФК Киселева Б.В. не значится, в подтверждение приложены сведения регистрационных дел ликвидированных юридических лиц (т. 1 л.д. 127-132).

Из архивной справки от 29.10.2010 № С-1560 следует, что в период с 1998 по 2002 постановления о прекращении деятельности КФК Киселева Б.В. не имелось.

Пояснения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Пермскому краю о том, что оно  согласно сведениям ЕГРЮЛ снято с учета 01.01.1999 в связи с ликвидацией по решению учредителя, документально не подкреплены, в ходе судебного разбирательства не подтвердились.

В связи с изложенным, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оснований полагать, что КФК в порядке, предусмотренном законодательством, прекратило свою деятельность не  усматривается.

Следовательно , вывод  суда первой  инстанции о  наличии оснований  считать крестьянское фермерское хозяйство действующим  юридическим  лицом является обоснованным.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы  о  том,  что крестьянское хозяйство в  настоящее  время  фактически деятельности не осуществляет, не  имеет печати, расчетного счета исследована и отклонена,  поскольку данные обстоятельства могут свидетельствовать о наличии оснований для  прекращения деятельности юридического лица в  установленном законом  порядке ,  а  не   для отказа в удовлетворении исковых требований.

Доводы о том,  что суд  неправомерно взыскал с  ответчика в  пользу  истца расходы по уплате  госпошлины  по  иску,  исследован  и отклонен в  силу

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А60-23223/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также