Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А60-26573/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-16523/2014-АК

г. Пермь

29 января 2015 года                                                           Дело № ­­А60-26573/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего  Щеклеиной Л.Ю.,

судей  Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.

при участии:

от заявителя индивидуального предпринимателя Сухоруковой Любови Ивановны (ОГРНИП 304664624300021, ИНН 663600002779): не явились;

от заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): не явились;

от третьего лица - Прокурора Артинского района Свердловской области: не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 24 октября 2014 года

по делу № А60-26573/2014,

принятое судьей Куричевым Ю.А.

по заявлению индивидуального предпринимателя Сухоруковой Любови Ивановны

к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах

третье лицо: Прокурор Артинского района Свердловской области

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Индивидуальный предприниматель Сухорукова Любовь Ивановна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах (далее -  заинтересованное лицо, административный орган) от 05.06.2014  №146 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)  и  назначении  административного  наказания  в  виде  штрафа в размере 30 000 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 октября 2014 года заявление предпринимателя удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе  указывает на несоответствие вывода суда о неправильной квалификации административным органом совершенного ИП Сухоруковой Л.И. правонарушения по ст.8.2 КоАП РФ действующему законодательству. 

 Заявитель против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает по основаниям, указанным в возражениях на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        Как следует из материалов дела, 17.04.2014 Прокуратурой Артинского района Свердловской области с привлечением помощника санитарного врача филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Красноуфимске, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах» проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей ИП Сухоруковой Л.И., осуществляющей предпринимательскую деятельность в принадлежащем ей магазине «Продукты», расположенном по адресу: Свердловская область, Артинский район, с. Бараба, ул. Юбилейная, д. 9.

         В ходе проверки установлено, что ИП Сухоруковой Л.И. при эксплуатации торгового объекта – магазина «Продукты» нарушены требования пункта 2.7 «СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 сентября 2001г. и введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 сентября 2001г. № 23 (далее – СП 2.3.6.1066-01), а именно: в хозяйственной зоне не устроены навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов; для сбора мусора и пищевых отходов не предусмотрены раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадке с твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 метр во все стороны.

          По результатам проведенного обследования составлен акт обследования от 21.04.2014 с приложением фототаблиц.

         23.05.2014 по факту выявленного нарушения прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.

  05.06.2014  ТО  Управления Роспотребнадзора вынесено постановление № 146 о привлечении ИП Сухоруковой Л.И. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

  Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

  Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что административный орган неправильно квалифицировал совершенное ИП Сухоруковой Л.И. правонарушение по статье 8.2 КоАП РФ.

  Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

  В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

  На основании ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

  Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

  Деятельность в области обращения с отходами производства и потребления регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Федеральный закон № 89-ФЗ) и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Федеральный закон № 52-ФЗ).

  Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

  В ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

  В п. 2.7 СП 2.3.6 1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» предусмотрено, что в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.

 Факт нарушения ИП Сухоруковой Л.И. указанных требований санитарных правил при обращении с отходами подтверждается имеющимися в материалах дела  доказательствами, в том числе, актом обследования от 21.04.2014, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.05.2014, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения,  предусмотренного ст. 8.2 КоАП  РФ. 

  При этом выводы суда первой инстанции о том, что нарушение указанных нормативных требований влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, суд апелляционной инстанции считает ошибочными.

  В ст. 6.3 КоАП РФ установлена общая норма за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в то время как ст. 8.2 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ст. 6.3 КоАП РФ.

  Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления, которая ведется хозяйственными субъектами с нарушением требований законодательства.

  Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.07.2011 № 709/11 определил правовую позицию, в соответствии с которой субъектный состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Складирование и хранение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, является накоплением отходов, следовательно, предприниматель, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы, обязан соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

  Таким образом, факт образования в результате деятельности индивидуального предпринимателя отходов производства и потребления, а также факт складирования и хранения на своей территории отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, с нарушением требований законодательства, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

  Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица в указанной части приняты апелляционным судом и признаны обоснованными.

  Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

  Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А60-24697/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также