Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А71-6961/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-16242/2014-АК

г. Пермь

19 января 2015 года                                                   Дело № А71-6961/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г. Н.,

судей  Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,

при участии:

от заявителя Государственного казенного учреждения здравоохранения «Третья республиканская психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (ОГРН 1021800640399, ИНН 1808700301) – не явились, извещены надлежащим образом;

от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республики  (ОГРН 1041805001501, ИНН 1835059990) – не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республики 

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года по делу № А71-6961/2014,

принятое судьей Бушуевой Е.А.,

по заявлению Государственного казенного учреждения здравоохранения «Третья республиканская психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

к Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республики

о признании ненормативного акта недействительным,

установил:

Государственное казенное учреждение здравоохранения «Третья республиканская психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (далее – заявитель, Учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2014 №№ 7305, 7306, 7307, 7308, 7309, 7310, 7311, 7312, вынесенных Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республики (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган)  (с учетом принятых в порядке ст. 49 АПК РФ уточнений заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.10.2014 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными решения инспекции от 14.01.2014 №№ 7305, 7306, 7307, 7308, 7309, 7310, 7311, 7312. Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает принятое решение незаконным и необоснованным, указывает на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, а именно, п. 7 ст. 3, ст. 333.8, 333.9 НК РФ. Настаивает на том, что Учреждение, имеющее лицензию на пользование недрами с целью добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, осуществляет забор воды из водных объектов, ведет соответствующий учет забора воды, следовательно, в силу ст. 333.8 НК РФ является плательщиком водного налога и было обязано правильно исчислить и уплатить в срок соответствующий налог.

Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу инспекции – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителей, принятое судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике проведены камеральные проверки налоговых деклараций по водному налогу за 3,4 кварталы 2011 года, 1-4 кварталы 2012года, 1, 2 кварталы 2013 года, представленных заявителем.

По результатам проверок составлены акты от 18.11.2013 №№ 7597,7598,7601,7602,7603,7604,7605,7606, вынесены решения от 14.01.2014  №№ 7305, 7306, 7307, 7308, 7309, 7310, 7311, 7312 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которым Учреждению доначислен водный налог в сумме соответственно 5 497 руб., 7 103 руб., 6 267 руб., 6 133 руб., 6 308 руб., 5 831 руб., 5 905 руб., 6 207 руб., начислены пени в общей сумме 4 662 руб., Учреждение привлечено к ответственности по п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в общей сумме 19 287 руб.

Основанием для вынесения оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о неправомерном неисчислении и неуплате Учреждением водного налога за спорный период в связи с тем, что учреждение имеет лицензию на пользование недрами с целью добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, осуществляет забор воды из водных объектов и поэтому является плательщиком водного налога в соответствии с главой 25.2 НК РФ.

Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 25.03.2014 № 06-07/04475 решения Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике от 14.01.2014 № №№ 7305, 7306, 7307, 7308, 7309, 7310, 7311, 7312 оставлены без изменений.

Полагая, что указанные решения нарушают права и интересы налогоплательщика, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признав необоснованными доначисление заявителю недоимки по водному налогу, соответствующих сумм пеней и штрафа. При этом суд исходил из того, что с 01.01.2007 в действующем законодательстве отсутствуют определения таких понятий как специальное и особое водопользование, в связи с чем возникают неустранимые сомнения и неясность при определении понятия плательщика водного налога, установленного ст. 333.8 НК РФ, которые в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что учреждение в проверяемые периоды (3,4 кварталы 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года, 1, 2 кварталы 2013 года) осуществляло забор воды из скважины № 11748, расположенной в с. Постол, с целью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения объекта здравоохранения – психиатрической больницы.

Указанная деятельность осуществлялась учреждением при наличии лицензии на пользование недрами ИЖБ 01605 ВЭ от 21.06.2011 для добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения (л.д. 70).

Налоговый орган, посчитав, что учреждение являлось плательщиком водного налога в указанный период, принял названные решения, которые были признаны судом первой инстанции незаконными.

Между тем, арбитражный суд не учел следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 333.8 Кодекса налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 333.8 Кодекса не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Названная норма введена Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ в связи с вступлением в силу с 01.01.2007 нового Водного кодекса Российской Федерации. В соответствии с Водным кодексом, действовавшим до 01.01.2007 и нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии.

На основании Перечня видов специального пользования, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.03.2005 N 70, к специальному водопользованию относилась добыча подземных вод.

Система лицензирования пользования поверхностными водными объектами отменена.

Статьей 11 Водного кодекса предусмотрено два основания пользования поверхностными водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водных объектов в пользование, на основании которых взимается плата за пользование водным объектом (статьи 20, 21 названного кодекса).

В целях соблюдения принципа платности использования водных объектов, закрепленного п. 14 ст. 3 Водного кодека РФ, при пользовании водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставления водного объекта взимается не водный налог, а плата за пользование водными объектами.

Таким образом, единственным законным основанием для исключения обязанности по уплате водного налога является заключение договора на водопользование или принятие решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Исходя из указанных нормативных положений с учетом п. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ следует, что после 01.01.2007 водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации, уплачивают водный налог до момента истечения срока действия таких лицензий и договоров. После 01.01.2007 водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов, оформляют правоустанавливающие документы в соответствии с требованиями Кодекса, на основании которых уплачивают плату неналогового характера, что исключает взимание водного налога.

Что касается пользования подземными водными объектами, то согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.01.2007, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, т.е. пользование подземными водными объектами осуществляется на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах.

Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Материалами дела подтверждается то, что правоотношения, связанные с осуществлением обществом водопользования подземными водными объектами, возникли на основании лицензии, выданной после 01.01.2007, срок ее действия в спорный период не истек, сведений об изменении по инициативе учреждения условий и сроков использования водных объектов в материалы дела не представлено, водопользование осуществляется с использованием специальных устройств с определением конкретных объемов.

Таким образом, после 01.01.2007 (вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006) водопользователи, осуществляющие пользование подземными водными объектами на основании лицензий на водопользование, сохраняют статус лиц, осуществляющих специальное водопользование и соответственно налогоплательщиков водного налога.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с главой 25.2 НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 01.01.2007, так и после этого срока.

Учреждением договор на водопользование или принятие решения о предоставлении водных объектов в пользование учреждением, предусматривающий внесение платы неналогового характера за пользование водными объектами не заключались.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что освобождение учреждения от обязанности уплаты водного налога при отсутствии в лицензии обязанности внесения фиксированной неналоговой платы за осуществление водопользования приведет к нарушению общего принципа платности пользования природными ресурсами.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к  выводу о наличии у заявителя в соответствии со ст. 333.8 Кодекса обязанности по уплате водного налога в спорный период, соответственно решения налогового органа в части доначисления сумм водного налога, пени признаны судом первой инстанции незаконными необоснованно. Решение арбитражного суда в указанной части не основано на нормах материального права и подлежит отмене.

Кроме того, учреждение по результатам проверки привлечено к ответственности в виде штрафа на основании  п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ в общей сумме 19 287 руб.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, находит решение суда по названному эпизоду не подлежащим отмене.

В статье 109 Налогового кодекса РФ определены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, к которым, в том числе, относится отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.

Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Статьей 119 НК РФ установлена налоговая ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А71-8958/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также