Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А71-8843/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-17018/2014-ГК

г. Пермь

23 января 2015 года                                                          Дело № А71-8843/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  23 января 2015 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный  суд в составе:

председательствующего    Зелениной Т.Л.

судей                                   Гладких Е.О., Макарова Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,

при участии в судебном заседании:

от истца – представители не явились,

от ответчика – представители не явились,

от третьего лица – представитель не явился,

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике,

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 30 октября 2014 года

по делу № А71-8843/2014,

принятое судьей Мельниковым А.Ю.,

по иску ООО"Инициатива" (ОГРН 1081841004365, ИНН 1831130177)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике 

третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике,

об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

ООО "Инициатива" (истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:010057:70, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Школьная, 44б, равной его рыночной стоимости в размере  3549000 руб.

В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.

Решением  суда  от 30.10.2014 (резолютивная часть от 23.10.2014) исковые требования удовлетворены.

Решение  суда от 30.10.2014 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка была внесена в Государственный кадастр недвижимости 29.11.2010. Ответчик считает, что к рассматриваемым правоотношениям должны быть применены положения ст. 24.18 ФЗ  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в отсутствие доказательств о соблюдении обязательного досудебного порядка урегулирования спора иск подлежал оставлению без рассмотрения.  Также ответчик  не согласен со взысканием судебных расходов, указывает, что не является лицом, оспаривающим или нарушающим права истца.

Истец против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании Постановления Правительства УР от 24.11.2008 № 275, Положения Главы III.1 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в рассматриваемом споре применению не подлежат. Истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:26:010057:70, площадью 1200 кв.м.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 30.12.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010057:70 составила 9880308 руб. 00 коп. Указанная кадастровая стоимость была определена на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года».

Ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает  его рыночную стоимость,  истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Статьей ст. 65 ЗК РФ установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.

В обоснование заявленных требований истцом представлены отчет об оценке ООО «Оценочная компания «Имущество Плюс» № 758-14 от 22.07.2014, экспертное заключение № 2777/2014, подготовленное Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков».

В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции обоснованно установил, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, и признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:010057:70 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 3549000 руб. 00 коп.

Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, исходя из следующего.

Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», устанавливающие в качестве досудебного порядка обязательное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, введены с 22.07.2014.

Между тем, глава III.1 «Государственная кадастровая оценка» введена в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона (26.07.2010) и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.

Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Постановления Правительства УР от 24.11.2008 №275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» - до официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ, положения главы III. 1. «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в том числе в части досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат.

Таким образом, приведенная в обжалуемом решении оценка судом первой инстанции обстоятельств, следствием которых явился вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, признается судом апелляционной инстанции верной.

В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 № П/93, от 26.12.2011 № П/531, суд пришел к выводу, что такие полномочия органа кадастрового учета по возложены на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике.

При удовлетворении иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика понесенные истцом судебные расходы.

Нарушений  судом первой инстанции норм процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Суд апелляционной инстанции считает, что фактические отношения сторон получили надлежащую правовую оценку, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон.

Решение суда от 30.10.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.

Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 октября 2014 года по делу № А71-8843/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий

Т.Л.Зеленина

Судьи

Е.О.Гладких

Т.В.Макаров

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу n А60-38948/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также