Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А60-23247/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-16495/2014-АК г. Пермь 20 января 2015 года Дело № А60-23247/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2015 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г. Н., судей Васевой Е.Е., Савельевой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д., при участии: от истца ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области (ОГРН1026600785716, ИНН 6607010233) – не явились, извещены надлежащим образом; от ответчика ООО "ВСМПО-ЭНЕРГОМОНТАЖ" (ОГРН 1056600380870, ИНН 667009799) – Пантелеева Е.Н., паспорт, доверенность от 03.12.2014; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2014 года по делу № А60-23247/2014, принятое судьей Мартемьяновым В.Б., по иску ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области к ООО "ВСМПО-ЭНЕРГОМОНТАЖ" о взыскании 199 907,40 руб. финансовых санкций, установил: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Верхней Салде Свердловской области (далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ООО "ВСМПО-ЭНЕРГОМОНТАЖ" (далее – ответчик, общество) 199 907,40 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2014 в удовлетворении требований отказано. Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которым просит судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. Настаивает на том, что указанное решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Страхователь обоснованно привлечен е ответственности за правонарушение – непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Истец о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы письменного отзыва на жалобу. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Как следует из материалов дела, общество в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) представило в управление сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) за 9 месяцев 2013 г. с нарушением установленного срока – 18.11.2013. При проверке представленных сведений управлением обнаружены ошибки. О выявленных ошибках Управлением в адрес страхователя направлено уведомление от 18.11.2013 с указанием срока для устранения допущенных нарушений (до 02.12.2013), но в установленный срок нарушения не были устранены. Исправленные сведения представлены обществом в Управление 17.12.2013. По факту представления обществом сведений 17.12.2013 Управлением составлен акт от 23.12.2013 № А-39 и вынесено решение от 10.02.2014 № А-39 о привлечении заинтересованного лица к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 199 907,40 руб. (л.д. 9-10). Обществу требованием от 12.03.2014 № 30 предоставлено право уплатить сумму финансовых санкций в срок до 07.04.2014 (л.д. 17). Поскольку требование Пенсионного фонда об уплате финансовой санкции обществом в добровольном порядке исполнено не было, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о ее взыскании. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того представление корректирующих индивидуальных сведений с нарушением установленного срока не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы арбитражного суда правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела. В соответствии со ст. 6 Закона N 167-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11, статьей 15 Закона N 27-ФЗ, пунктом 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. В силу ст. 1 Закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей в проверяемый период). В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ законодательством предусматривается два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений. Из материалов дела следует, что общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. При этом и в акте от 23.12.2013 и в решении от 10.02.2014 указано, что сведения представлены только 17.12.2013. Между тем изначально сведения представлены обществом 18.11.2013. Апелляционный суд отмечает, что фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств. В акте проверки, являющемся итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию. Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности. Начиная с 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах, Закон N 212-ФЗ). Частью 1 ст. 1 Закона о страховых взносах предусмотрено, что данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Системный анализ приведенных норм права позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что отношения по индивидуальному (персонифицированному) учету, отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, взаимосвязаны между собой. Принимая во внимание данное обстоятельство, а также то, что в Законе о персонифицированном учете не содержится специальных положений о порядке привлечения к ответственности за нарушение его требований, установление всех элементов состава любого правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, суд апелляционной инстанции считает правомерным применение соответствующих норм Закона о страховых взносах. Таким образом, процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, которая должна соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, а также порядок оформления результатов проведенных проверок закреплены в Законе N 212-ФЗ. На основании исследования представленных документов и обстоятельств, изложенных в акте проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; а также выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (п. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Пунктом 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. Таким образом, привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона о персонифицированном учете, орган ПФР должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения. Между тем, в акте проверки и в решении о привлечении к ответственности отсутствует установление всех элементов состава данного правонарушения, в том числе виновности общества. В том случае, если рассматриваемое решение надлежит расценить как устанавливающее ответственность за представление сведений 17.12.2013, на что ссылается Пенсионный фонд, то из представленных доказательств не представляется возможным установить, в рамках каких мероприятий контроля данное несоответствие было выявлено, причины несвоевременное представление сведений. В данном случае Управление ограничилось констатацией факта несвоевременного представления обществом сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, не установив, какие действия совершены обществом противоправно, какая форма вины установлена в ходе проведения проверки, то есть ненормативный акт не содержит описания как объективной, так и субъективной стороны правонарушения. Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения общества к ответственности, что повлекло обоснованный отказ в удовлетворении заявленных требований. Фактически, вопреки доводам заявителя жалобы, Управление привлекло общество к ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах. Однако, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, а также за отказ в представлении подобных сведений. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее. Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" абзац третий ст. 17 Закона N 27-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой с 01.01.2014 ответственность за совершение перечисленных правонарушений законодателем снижена с 10 процентов от суммы страховых взносов до 5 процентов. В соответствии с общим принципом, предусмотренным ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Следовательно, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А60-32710/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение (определение) суда в части и принять новый судебный акт »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|