Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А60-31569/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-16917/2014-АК г. Пермь 20 января 2015 года Дело №А60-31569/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года. Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2015 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г., судей Щеклеиной Л. Ю., Варакса Н. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О. И., при участии: от заявителя открытого акционерного общества «Тагилбанк» (ОГРН 1036605604078, ИНН 6623002060): Коноплянский В. Ю., паспорт, доверенность от 31.12.2014; от заинтересованного лица Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Свердловской области (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133): Маликова И. А., паспорт, доверенность от 17.10.2014, Мякишев В. В., паспорт, доверенность от 17.10.2014; (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда), рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Центрального банка Российской Федерации в лице Уральского главного управления на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 ноября 2014 года по делу №А60-31569/2014, принятое судьей Мартемьяновым В. Б., по заявлению открытого акционерного общества «Тагилбанк» к Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил: открытое акционерное общество «Тагилбанк» (далее – заявитель, общество, банк) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, административный орган, управление) от 11.07.2014 № 65-14-Ю/0015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в сумме 60 000 руб. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.11.2014 (резолютивная часть решения объявлена 28.10.2014) заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы управление указывает на ошибочность вводов суда о квалификации действий банка по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Полагает, что замена записи с достоверными сведениями, направленными по истечении установленного срока, свидетельствует о совершении обществом правонарушения по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Представители заинтересованного лица в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивали. Представитель общества по мотивам представленного отзыва против удовлетворения апелляционной жалобы возражал; просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Как следует из материалов дела, по итогам рассмотрения массива информации о выполнении кредитными организациями требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» административным органом установлено нарушение ОАО «Тагилбанк» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившееся в нарушении срока представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. По данному факту уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ОАО «Тагилбанк» составлен протокол об административном правонарушении от 26.06.2014 №65-14-Ю/0015/1020 и вынесено постановление от 11.07.2014 №65-14-Ю/0015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 60 000 руб. Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что вмененное обществу деяние надлежало квалифицировать по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. В ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) определено, что внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров. Согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях его применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, кредитные организации. Перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, определен в ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ. К ним, в частности, отнесены сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает три миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной трем миллионам рублей, или превышает ее. В силу подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, в том числе, вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами и иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена. Из материалов дела следует, что ОАО «Тагилбанк» нарушены сроки предоставления сведений в уполномоченный орган по следующей сделке с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю: Обществом 14.03.2014 направлен в уполномоченный орган отчет в виде электронного сообщения (ОЭС) №19 о сделке купли-продажи недвижимого имущества (договор купли-продажи квартиры от 04.12.2013 б/н, заключенный между Сулейкиным С.П. (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью «Верхне-Тагильский завод Огнеупорных материалов» (покупатель); договор представлен в банк 13.03.2014; сумма сделки 5 400 000 руб.; дата регистрации перехода права собственности 16.12.2013), в котором в сведениях о дате совершения сделки указаны данные не соответствующие фактическим (указана дата 13.12.2013 вместо 16.12.2013). Замена записи ОЭС №19 со сведениями о дате операции, соответствующими первичным документам, была направлена кредитной организацией в Росфинмониторинг 24.06.2014, т.е. с существенным нарушением срока, предусмотренного подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ (не позднее 18.03.2014). Факт допущенного ОАО «Тагилбанк» нарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 26.06.2014, доказательств обратного в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии события вменяемого административного правонарушения в действиях (бездействии) общества, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Суд первой инстанции, указав, что материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт представления обществом в уполномоченный орган недостоверных сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, а именно о дате совершения сделки, пришел к выводу о том, что вмененное обществу деяние надлежало квалифицировать по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Апелляционный суд считает ошибочными соответствующие выводы суда в силу следующего. Частью 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее, в том числе, представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Действия по своевременному представлению недостоверных сведений и действия по несвоевременному представлению достоверных сведений носят различный, самостоятельный, оконченный характер, имеют отличный друг от друга результат. Из оспариваемого постановления усматривается, что обществу вменяется не представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, а именно нарушение срока представления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, подлежащее квалификации по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Кроме того, применительно к рассматриваемой ситуации, апелляционный суд учитывает, что письмом от 17.01.2013 N2-Т Центральный Банк Российской Федерации разъяснил, что если вместо ранее направленных сведений кредитная организация представила в уполномоченный орган достоверные сведения, соответствующие фактическим данным об операции (сделке), подтвержденным имеющимися в кредитной организации документами, до возбуждения дела об административном правонарушении, но с нарушением установленного Федеральным законом срока, то совершенное кредитной организацией (должностным лицом кредитной организации, сотрудником кредитной организации, указанным в примечании 2 к статье 15.27 КоАП РФ) деяние рекомендуется квалифицировать по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ как представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с нарушением установленного срока. В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что вина общества выразилась в том, что банк имел возможность обеспечить соблюдение требований Федерального закона № 115-ФЗ, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения. Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие ОАО «Тагилбанк» всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения; не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции. Доказательств невозможности соблюдения установленного срока предоставления информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, т. е. обстоятельств объективной невозможности исполнения соответствующей публично-правовой обязанности, в материалах дела не имеется. Следовательно, наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по делу n А60-45889/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|