Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А71-7420/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-15212/2014-АК

г. Пермь

26 декабря 2014 года                                                   Дело № А71-7420/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2014 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И. В.

судей  Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,

при участии:

от истца открытого акционерного общества "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (ОГРН 1071840002288, ИНН 1833046700) – Копосов А.М.,  паспорт, доверенность от 03.09.2014 года;

от ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360),чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике (ОГРН 1021801664994, ИНН 1835028304)  – не явились, извещены надлежащим образом;

от третьих лиц 1) Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики (ОГРН 10218015031730, ИНН 1833004883), 2)

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики  (ОГРН 1091831007290, ИНН 1831138480), 3) Министерство финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689) – не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 сентября 2014 года по делу № А71-7420/2014,

принятое судьей М.В. Лиуконен

по иску открытого акционерного общества "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта" (ОГРН 1071840002288, ИНН 1833046700)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360),чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике (ОГРН 1021801664994, ИНН 1835028304)

третьи лица: 1) Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики (ОГРН 10218015031730, ИНН 1833004883), 2)

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики  (ОГРН 1091831007290, ИНН 1831138480), 3) Министерство финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689)

о взыскании 88 659 340 руб. 00 коп. убытков,

установил:

Открытое акционерное общество «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (далее - истец) обратилось с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление федерального казначейства по Удмуртской Республике о взыскании 88 659 340 руб. убытков в результате невозмещения выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 сентября 2014 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы ответчик указывает на недоказанность материалами дела факта оказания услуг и наличия истца убытков, недостоверность произведенного истцом расчета убытков, поскольку единый социальный проездной билет дает гражданам льготных категорий право бесплатного проезда, но не обязывает совершать такое количество поездок, из которого исчисляется стоимость полного проездного билета; кроме того, ответчик указывает на ошибочность выводов суда о том, что размер выпадающих доходов подтвержден актами выполненных работ, сводными актами сверки, актами распределения СПБ, а также данными форм статистической отчетности 65-автотранс, поскольку указанные документы подтверждают лишь количество проданных и распределенных истцу СПБ, определить размер убытков истца по указанным документам  невозможно. Кроме того, ответчик указывает на то, что обязанность по предоставлению льгот по бесплатному проезду не является расходным обязательством федерального бюджета.

Истцом  представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ответчик и третьи лица,  надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 31 января 2013 года между ОАО «ИПОПАТ» и Министерством социальной зашиты населения Удмуртской Республики был заключен договор № 99, предметом которого является обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.

В соответствии с п. 2.2. договора возмещение расходов Транспортной организации, связанных с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, производится в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике».

В соответствии с п. 3.1.1. договора транспортная организация предоставляет в полной мере транспортные услуги отдельным категориям граждан на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету.

Согласно п. 3.1.3. договора транспортная организация обеспечивает учет продажи социальных проездных билетов раздельно по отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской республики.

В силу п. 3.2.1. договора министерство возмещает транспортной организации расходы, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, в соответствии с распределением сумм в обеспечении равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.

В соответствии с указанным договором ОАО «ИПОПАТ» свои обязательства в период с 01.01.2013г. по 31.12.2013г. выполнило надлежащим образом.

Реализация СПБ по г. Ижевску была организованна через ФГУП «Почта России» на основании договора № 488/1-18-35/1233 от 01.10.2007г. (срок действия которого в соответствии с п. 5.4. ежегодно продлевается на следующий календарный год), в котором предусмотрен порядок реализации СПБ, порядок предоставления отчетности по реализации СПБ Их доля распределения количества реализованных СПБ между МУП «ИжГЭТ» и ОАО «ИПОПАТ».

Выполнение ОАО «ИПОПАТ» обязательств по вышеуказанным договорам подтверждается договором о порядке и условиях реализации СПБ на территории г. Ижевска и Завьяловского района Удмуртской Республики № 488/1-18-35/1233 от 01.10.2007 г.; актами выполненных работ за январь-декабрь 2013г.

Сумма в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельных категорий граждан, включенным в федеральный регистр, подлежащих выплате ОАО «ИПОПАТ» за период 2013 год определяется Постановлением Правительства Удмуртской Республики  oт 19.12.2005 № 170.

Расчет сумм в обеспечение равной доступности транспортных услуг отдельных категорий граждан утвержденный постановлением Правительства УР от 19.12.2005 г. № 170 не компенсирует предприятию расходы транспортной организации по перевозке отдельных категорий граждан по СПБ в полном объеме.

В виду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров, который бы в полном объеме компенсировал расходы транспортной организации, руководствуясь правовой позицией Президиума Высшею Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 23.06.2009 № 2992/09, от 25.01.2011 г. № 9621) о возможности использования расчетного метола исходя из конкретных обстоятельств дела.

Расчет количества разовых поездок ОАО «ИПОПАТ» произведен с учетом  усредненных по Российской Федерации данных, содержащихся в Приказе Росстата от 06.09.2012 № 480 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи».

В соответствии с пунктом 35 приказа Росстата от 06.09.2012  № 480  при продаже гражданам единых месячных социальных проездных билетов (ЕСПБ). дающих право проезда на всех городских и пригородных маршрутах, количестве) поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления ни основании результатов проведенных натурных обследований., согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях).

Распределение объемов перевозок по видам сообщения (внутригородское и пригородное) производится пропорционально количеству перевезенным пассажиров по СПБ в городе и пригороде в соответствии со строкой 225 Отчета по форме 65-автотранс за 2013 год.

Согласно данным строки «225» формы № 65-автогранс за январь-декабрь 2013 ОАО «ИПОПАТ» перевезено пассажиров по социальным проездным билетам в городе 21 420,4 тыс. чел., в пригородном сообщении по СПБ перевезено 23 939,2 тыс. чел., общее количество город-пригород составляет 23939,2 тыс. чел.

Распределение суммарного количества поездок (50) во внутригородском и пригородном сообщениях составит 89,48% на 10, 52% соответственно.

Фактическое количество социальных проездных билетов реализованных льготникам федерального регистра с учетом доли ОАО «ИПОПАТ» согласно  условий договора № 40, подтверждается Сводными актами сверки по форме Приложения № 6 к договору за период с января по декабрь 2013 года.

 Тариф за проезд пассажиров автомобильным транспортом общего пользования с 01 января 2013 года независимо от расстояния в населенных пунктах Удмуртской Республики установлен Постановлением РЭК УР от 14.12.2012  № 17/1 в размере 15 рублей за одну поездку, тариф за проезд пассажиров в автобусах пригородных сообщений независимо от типа автобуса в размере 2 руб. 30 коп. за каждый километр пути, а с 01 июля 2012 года 16 руб. независимо от расстояния и в населенных пунктах Удмуртской Республики согласно постановлению РЭК Удмуртской Республики от 31.05.2013 № 6/1.

Стоимость социального проездного билета за указанный период утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2005 № 170 и составляла с 01 мая 2012 года 250 руб.,  с 01.05.2013 - 270 руб.

Согласно представленного расчета за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 размер компенсации за перевозку отдельных категорий пассажиров по СПБ включенных в федеральный регистр должен составлять 197 169 527 руб. 80 коп.

За указанный период расходы ОАО «ИПОПАТ» за перевозку отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, оплачены не в полном объеме.

Считая, что убытки, связанные с обеспечением равной доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан должны быть возмещены за счет средств бюджета Российской Федерации истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании с ответчика убытков в размере 88 659 340 руб.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 88 659 340 руб. убытков.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В силу пунктов 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

В пункте 19 данного Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А60-32959/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также