Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2006 по делу n 17АП-2608/06-ГК. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

                           СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

 

г. Пермь

15 декабря 2006 г                                                     Дело № 17АП-2608/06-ГК

Арбитражный суд  в составе:

Председательствующего        Т.Е. Карповой

Судей Рубцовой Л.В., Зелениной Т.Л.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фадеевой И.Б.

при участии в судебном заседании

от заявителя (ТУ ФАУФИ по Пермской области): Баев А.Н. – доверенность № 5 от 10.01.2006г

ответчика (Администрация города Перми): не явился

от заинтересованного лица (ЗАО «Промнефтегазстрой»): Кацуба Д.Н – доверенность от 01.09.2006г, Бородулина Л.Л. – доверенность от 01.09.2006г

от заинтересованного лица  (ДИО Пермской области): не явился

от заинтересованного лица (ФГУЗ «ЦГЭ в Пермском крае»): не явился

от заинтересованного лица (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю): Архапчева Л.А. – доверенность № 24 от 27.06.2006г

рассмотрев в заседании  апелляционную жалобу заявителя – Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области

на решение арбитражного суда Пермской области от 31 октября  2006 года

по делу № А50-15338/2006-Г-21  (судья Нижегородов В.И.)

по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области

о признании недействительным Постановления Администрации г. Перми от 31.12.2004г № 3990 «О разрешении ЗАО «Промнефтегазстрой» строительства в Свердловском районе»,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области  обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о  признании недействительным Постановления Администрации г. Перми от 31.12.2004г № 3990 «О разрешении ЗАО «Промнефтегазстрой» строительства в Свердловском районе».

Решением Арбитражного суда Пермской области от 31 октября 2006 года в удовлетворении требований заявителю отказано.

Территориальное  управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области  (ТУ ФАУФИ по Пермской области)  с решением Арбитражного суда Пермской области от 31 октября 2006г. не согласилось. В апелляционной жалобе, поданной в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, заявитель просит решение суда отменить, заявленные им требования удовлетворить, поскольку полагает, что суд первой инстанции принял решение без учета требований ст.ст. 9, 29, 83, 85 Земельного кодекса РФ, ст. 263 ГК РФ, п. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», абз 4 п. 3 ст. 3 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», ст.ст. 4, 5 Закона Пермской области «О полномочиях органов государственной власти по регулированию земельных отношений».

ЗАО «Промнефтегазстрой» и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

Пересмотрев дело в порядке ст. 266 АПК РФ, апелляционный суд установил:

31 декабря 2004 года Администрацией города Перми принято Постановление № 3990 «О разрешении ЗАО «Промнефтегазстрой» строительства в Свердловском районе», в пункте 1 которого указано, что закрытому акционерному обществу «Промнефтегазстрой» разрешено строительство административно-лабораторного здания-пристройки к административному зданию по ул. Куйбышева, 50 в Свердловском районе на предоставленном и разрешенных к использованию земельных участках федеральному государственному учреждению «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области» (л.д. 8).

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла указанной статьи следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным в случае, если он не соответствует закону и нарушает права заявителя.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области просит признать указанное постановление недействительным, поскольку полагает, что оно не соответствует ст 29 Земельного кодекса РФ, ст. 263 ГК РФ, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 4, 5 РФ Закона Пермской области «О полномочиях органов государственной власти по регулированию земельных отношений», а также нарушает права Российской Федерации по управлению и распоряжению земельным участком, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 50.

По мнению ТУ ФАУФИ по Пермской области Администрация города Перми не имела права на выдачу разрешения на строительство на земельном участке, занятом зданием, являющимся федеральной собственностью.

ТУ ФАУФИ по Пермской области считает, что в отсутствие Правил землепользования и застройки города разрешение на строительство на любых участках, расположенных в границах города, должно выдаваться собственником  земельного участка или лицом, к полномочиям которого относится управление и распоряжение  земельными участками.

ТУ ФАУФИ по Пермской области полагает, что в период принятия оспариваемого постановления полномочиями на выдачу разрешения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу ул. Куйбышева, 50, в соответствии со статьей 4 Закона Пермской области  от 12 сентября 2002 г № 327-57 «О полномочиях органов государственной власти Пермской области по регулированию земельных отношений» обладал Департамент имущественных отношений Пермской области.

Доводы ТУ ФАУФИ по Пермской области нельзя признать состоятельными.

В Главе 2 Градостроительного кодекса РФ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Выдача разрешений на строительство отнесена к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, в общем случае разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

В  пункте 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации также указано, что  разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 этой же статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Пунктом 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) занятые линейными объектами.

Согласно пункту 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

К перечисленным в указанных пунктах статьи 36 Градостроительного кодекса РФ  земельным участкам земельный участок, расположенный по адресу: ул. Куйбышева, 50, не относится.

Таким образом, разрешение на строительство на указанном земельном участке должно было быть выдано Администрацией города Перми.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ,  дающий застройщику право осуществлять строительство.

Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (п. 16 ст. 1  Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, застройщиком могут являться собственники, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных  участков (ст. 263 ГК РФ, п.п. 2 п. 1, п.п. 2 п. 2  ст. 40 Земельного кодекса РФ).

Отношения указанных лиц с иными лицами по поводу строительства могут быть только обязательственными.

Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 0,29 га, расположенный по адресу г. Пермь, ул. Куйбышева, 50, был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному учреждению «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области».  Площадь земельного участка была увеличена до 3 518 кв.м. (л.д.9). Земельный участок включен в Государственный земельный кадастр под номером 59:01:44 1 0179:0046 (л.д. 11).

Таким образом, землепользователем земельного участка площадью 3 518 га, расположенного по адресу ул. Куйбышева, 50, является ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области», которое вправе осуществлять  строительство на указанном земельном участке.

Между тем, Постановлением от 31.12.2004г № 3990 Администрация города Перми разрешила строительство административно-лабораторного здания-пристройки к административному зданию, являющегося объектом федеральной собственности и переданному в оперативное управление ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области»,  закрытому акционерному обществу «Промнефтегазстрой», которое не имело отношения ни к земельному участку, ни к  административному зданию, расположенному на этом земельном участке.

Довод ЗАО «Промнефтегазстрой» о том, что фактически он являлся только исполнителем строительных работ (подрядчиком), не принимается судом во внимание, поскольку обязательственные взаимоотношения ЗАО «Промнефтегазстрой» и ФГУ    «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области», сложившиеся в отношении возводимого здания, не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Постановление Администрации города Перми от 31.12.2004г № 3990 «О разрешении ЗАО «Промнефтегазстрой» строительства в Свердловском районе» следует признать недействительным, как не соответствующее  ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Выдача разрешения на строительство пристроя к зданию, являющемуся объектом федеральной собственности,  на земельном участке, также являющемся федеральной собственностью, лицу, которое не имеет отношения ни к зданию, ни к земельному участку, нарушает права Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Пермской области от 31.10.2006 г. по делу № А50-15338/2006-Г-21 отменить.

Признать недействительным Постановление Администрации города Перми от 31.12.2004г № 3990 «О разрешении ЗАО «Промнефтегазстрой» строительства в Свердловском районе» как не соответствующее  статье 51 Градостроительного кодекса РФ.

Председательствующий Т.Е. Карпова

Судьи

Т.Л.Зеленина

  Л.В.Рубцова  

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2006 по делу n  17АП-2958/2006-ГК. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также