Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2008 по делу n А71-10200/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2234/2008-АК

г. Пермь

21 апреля 2008 года                                                         Дело № А71-10200/2007­­

Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.

судей Савельевой Н.М., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.

при участии:

от заявителя – Открытого акционерного общества «Сарапульский ликеро-водочный завод»: Камашева К.Б., паспорт, доверенность от 09.01.2008г.

от ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике: не явились

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя – Открытого акционерного общества «Сарапульский ликеро-водочный завод»

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 12 февраля 2008 года

по делу № А71-10200/2007,

принятое судьей Буториной Г.П.

по заявлению Открытого акционерного общества «Сарапульский ликеро-водочный завод»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике

о признании недействительными ненормативных правовых актов

установил:

Открытое акционерное общество «Сарапульский ликеро-водочный завод» (далее общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения от 23.11.2007г. по делу № 04-03/2007-181Р и предписания от 23.11.2007г.                             № 04-03/2007-181Р о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее Управление).

Решением арбитражного суда от 12.02.2008г. (резолютивная часть от 11.02.2008г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального права. Заявитель полагает, что в силу п.п. 3, 3.2, 3.2.2 Правил регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске, размещенная прямо над входом в магазин, расположенном в г. Ижевске по ул. Воткинское шоссе, 34, конструкция «САРАПУЛЬсКАЯ ВоДКА» является информационным оформлением в целях идентификации объекта, поскольку относимость конструкции к рекламной прямо зависит от места ее расположения. В случае если конструкция размещается на фасаде здания, в котором расположено предприятие, в пределах занимаемого помещения или над входом в него, такая конструкция является информационным оформлением. Наличие слов «сарапульская» и «водка» на конструкции (без установления места расположения) само по себе не является достаточным основанием для признания самой конструкции наружной рекламой. Наименование «Сарапульская водка» является наименованием фирменных магазинов общества, выбор заявителем такого наименования не имел целью указание на какую-либо продукцию. В соответствии с законодательством о рекламе сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Проведенный социологический опрос о восприятии конструкции «Сарапульская водка» показал, что большинство респондентов идентифицируют конструкцию как «вывеску с названием магазина». Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы, указал, что оспариваемые ненормативные правовые акты нарушают права и законные интересы заявителя, так как ограничивают право заявителя на самостоятельное ведение предпринимательской деятельности, методов и способов осуществления деятельности, а также нарушают законный интерес заявителя на извлечение прибыли, предусмотренной ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Демонтаж вывески неизбежно приведет к необходимости изменения фирменного стиля магазина и отвлечения из оборота значительных денежных средств.

Управление с апелляционной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение арбитражного суда первой инстанции законным, обоснованным и полностью соответствующим обстоятельствам дела в связи с тем, что размещенная заявителем над входом в продуктовый магазин, расположенный в г. Ижевске по улице Воткинское шоссе, 34, обоснованно признана наружной рекламой алкогольной продукции. Целевым назначением информации «САРАПУЛЬсКАЯ ВоДКА» является формирование у неопределенного круга лиц интереса к обладателю конструкции - ОАО «Сарапульский ликеро-водочный завод», его товару – водке, что способствует реализации этих товаров. Доказательств относимости конструкции к информационному оформлению обществом не представлено. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.09.2007г. № А71-3316/2007-А5 (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2007г. № 17АП-6168/07-А5) установлено, что конструкция «САРАПУЛЬсКАЯ ВоДКА» является наружной рекламой алкогольной продукции.

Представители ответчика, надлежащим образом извещенного времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании участие не принимали.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266,  268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к  выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, проведенной Управлением проверкой, оформленной актом от 05.10.2007г., установлено размещение над входом в продуктовый магазин, принадлежащий обществу и расположенный по адресу:                  г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 34, рекламы алкогольной продукции, а именно: рекламной конструкции следующего содержания: «САРАПУЛЬсКАЯ ВоДКА», сверху от надписи по центру конструкции  содержится изображение товарного знака общества, надпись выполнена на белом фоне в красном и черном цвете, специальным шрифтом. Данная реклама обращена на улицу с ее воздействием на неопределенный круг лиц.

Решением Управления от 13.11.2007г. № 04-03/2007-181Р информация, содержащаяся на указанной вывеске, признана ненадлежащей наружной рекламой алкогольной продукции, нарушающей требования п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», заявитель признан рекламодателем и рекламораспространителем, нарушившим п. 5 ч. 2 ст. 21, п. 3 ч. 2  ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

 Предписанием от 23.11.2007г. № 04-03/2007-181Р общество обязывалось в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение рекламы алкогольной продукции «САРАПУЛЬсКАЯ ВоДКА», исключив указание в рекламной информации на алкогольную продукцию – ВОДКА, размещаемой над входом в продуктовый магазин, расположенный в городе Ижевске по улице Воткинское шоссе, 34, а также представить документальное подтверждение исполнения в срок до 14 декабря 2007 г. 

Оспаривая законность данных ненормативных правовых актов, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении заявителем требований законодательства «О рекламе».

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Целями Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона). Ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона).

Закон «О рекламе» не содержит исчерпывающего перечня видов рекламных конструкций, в соответствии с ч. 1 ст. 19 указанного Закона рекламной конструкцией является любое техническое средство стабильного размещения рекламы.

Реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их (п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона «О рекламе»).

Алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

Из материалов дела следует, что общество на основании договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 14.04.2007г. № 12693, заключенного с Администрацией г. Ижевска, использует нежилое помещение общей площадью 265,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 34, для торговли алкогольной продукцией.

Судом установлено и материалами дела (актом проверки, фотоматериалами, решением Управления) подтверждено, что обществом наружная реклама распространялась с использованием рекламной конструкции, расположенной над входной группой указанного магазина. Объектом рекламирования является алкогольная продукция, которую общество производит и реализует. Рекламная конструкция расположена таким образом, чтобы привлечь внимание именно к товару – водке «Сарапульская водка», произведенной обществом.

Арбитражный апелляционный суд отклоняет довод жалобы о том, что вывеска «САРАПУЛЬсКАЯ ВоДКА» прямо над входом в магазин является лишь информационным оформлением в целях идентификации объекта.

Частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.  Таким образом, вывеска является идентификацией объекта, размещение которой является обязанностью предприятия по информированию потребителей о названии предприятия, с возможным указанием логотипа или фирменного стиля.

В соответствии с п. 3.3 Правилами регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске, утвержденных Решением Городской думы города Ижевска от 22.12.2006г. № 219, объектами информационного оформления предприятий и организаций в городе Ижевске являются вывески, информационное оформление. Вывеска размещается изготовителем  (исполнителем, продавцом) на видном месте на здании справа или слева у главного входа в занимаемое им здание или помещение, а также на ярмарках, лотках и в других местах осуществления им торговли, бытового и иного вида обслуживания вне постоянного места нахождения. Предприятия и организации вправе размещать на фасадах, крышах зданий информационное оформление (информационные конструкции), предназначенное для размещения информации о наименовании (в том числе не совпадающим с наименованием владельца данной организации), типе или профиле предприятия для ориентирования потребителей.

В соответствии с Положением о розничной сети «Сарапульская водка», утвержденным коммерческим директором общества 01.10.2004г., в целях обеспечения узнаваемости магазинов у потенциальных покупателей все магазины, входящие в розничную сеть «Сарапульская водка» оформляются в едином стиле. Внешнее оформление магазина состоит в оформлении вывесок, расположенных на фасаде или торце зданий (в зависимости от расположения магазина) и непосредственно у входа в магазин. Вывеска магазина состоит из двух частей: на одной части размещается наименование розничной сети «Сарапульская водка», на другой части размещается режим работы магазина, наименование и юридический адрес ОАО «Сарапульский ЛВЗ», также на этой части вывески может располагаться наименование розничной сети и другие сведения.

Как установлено заинтересованным лицом и не оспорено заявителем по делу, конструкция «САРАПУЛЬсКАЯ ВоДКА», расположенная прямо над входом в магазин не содержит сведений о месте нахождения магазина и режиме работы магазина.

Судом также установлено, что у входа в продуктовый магазин, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 34, кроме этого расположена вывеска о режиме работы организации, а на ограждении придомовой территории расположена рекламная продукция следующего содержания: «Фирменный магазин Сарапульского ликеро-водочного завода» с изображением трех вино-водочных бутылок.

Следовательно, вывод суда о том, что такое оформление объекта розничной сети является ничем иным, как комплексом мер по продвижению продукции, производимой ОАО «Сарапульский ликеро-водочный завод» через наружную рекламу, является правомерным и обоснованным.

Не является словосочетание «САРАПУЛЬсКАЯ ВоДКА» и информацией о юридическом лице, обязанность доведения которой установлена Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» либо обычаем делового оборота (Информационное письмо ВАС РФ  № 37 от 25.12.1998г.).

Таким образом, Управлением ФАС по Удмуртской Республике доказан факт нарушения ОАО «Сарапульский ЛВЗ» требований законодательства о рекламе в отношении торговой точки, расположенной в г. Ижевске по                        ул. Воткинское шоссе, 34.

Представленные по делу доказательства суд первой инстанции оценил полно и объективно, выводы суда соответствуют законодательству о рекламе.

Довод жалобы со ссылкой на результаты проведенного социологический опроса о восприятии конструкции «Сарапульская водка» был предметом подробного исследования судом первой инстанции и обоснованно отклонен.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 февраля 2008 г. по делу № А71-10200/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО «Сарапульский ликеро-водочный завод» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

            Е. Ю. Ясикова

Судьи

            Н.М. Савельева

            Л.Ю. Щеклеина

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2008 по делу n А50-13632/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а  »
Читайте также