Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2008 по делу n А50-17554/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/аСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-2056/2008-АК
г. Пермь 16 апреля 2008 года Дело № А50-17554/2007 Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2008 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И. В. судей Гуляковой Г.Н., Григорьевой Н.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Голомолзиной Н.И., при участии: от заявителя Отдел культуры Администрации Чусовского муниципального района Пермского края - Бодрова Н.А., паспорт 5705 739667, доверенность от 15.04.2008г., Вепрева Н.Н., паспорт 5703 106131, начальник отдела; от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю - Щербакова Т.Г., паспорт 5704 421978, доверенность от 09.01.2008г.; рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю на решение арбитражного суда Пермского края от 13 февраля 2008 года по делу № А50-17554/2007, принятое судьей Даниловой С.А., по заявлению Отдела культуры Администрации Чусовского муниципального района Пермского края к Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю о признании незаконным бездействия, установил: Отдел культуры Администрации Чусовского муниципального района, уточнив заявленные требования, обратился в арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия (действия) Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю по отказу в списании задолженности, выраженного в письме № 09-25,37649 от 06.11.2007г. и обязании налогового органа списать сумму задолженности в размере 632 666 руб. Решением арбитражного суда Пермского края от 13.02.2008г. заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия (действия) Межрайонной ИФНС России № 14 по Пермскому краю по отказу в списании задолженности, выраженного в письме № 09-25,37649 от 06.11.2007г. в части задолженности в размере 632 666,49 руб. На налоговый орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, путем списания задолженности в размере 632 666,49 руб. Не согласившись с принятым решением, Межрайонная ИФНС России № 14 по Пермскому краю обратилась с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку судом нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы полагает, что у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление налогоплательщика о списании сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов – понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Отделом культуры Администрации Чусовского муниципального района представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, поскольку из смысла ст. 59 НК РФ не усматривается ограниченного перечня оснований для списания долгов. Пропуск налоговым органом срока для взыскания задолженности является причиной юридического характера, которая влечет признание недоимки безнадежной. В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266,268 АПК РФ. Как следует из материалов дела, Главой администрации Чусовского муниципального района принято постановление от 11.05.2007г. № 688 «О ликвидации Отдела культуры Администрации Чусовского муниципального района» (л.д. 31). 04.06.2007г. налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица – Отдела культуры Администрации Чусовского муниципального района (л.д. 40). Заявителем в Межрайонную ИФНС России № 14 по Пермскому краю представлены документы о формировании ликвидационной комиссии – свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 04.06.2007г. (л.д. 38), составлен промежуточный ликвидационный баланс – свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 04.10.2007г. (л.д. 39). 25.10.2007г. заявитель обратился в инспекцию с заявлением за № 182 о списании задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам в общей сумме 847 035,04 руб., как нереальной к взысканию в силу причин экономического и юридического характера, в том числе в связи с утратой инспекцией права на взыскание как во внесудебном так и в судебном порядке, ссылаясь на ст.ст. 46, 47, 59, 70, 87, 88, 113 НК РФ (л.д. 12-13). 06.11.2007г. решением, выраженным в письме № 09-25,37649, налоговый орган отказал в списании указанной задолженности в полном объеме, мотивируя отказ отсутствием для этого оснований. Посчитав отказ налогового органа в списании задолженности, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001г., незаконным , заявитель обратился в суд. Удовлетворяя заявленные требования в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку такое обстоятельство как ликвидация организации установлено действующим законодательством в качестве основания для признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по федеральным налогам, пени и штрафам, а также по страховым взносам, числившейся за заявителем по состоянию на 01.01.2001г., то налоговым органом незаконно отказано в списании задолженности. Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии со статьей 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 59 НК РФ правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням. С 01.01.2007г. эти правила распространяются также и на штрафы (в редакции Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ). 12.02.2001г. Правительством Российской Федерации было издано Постановление № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам». Решение о признании безнадежной к взысканию и списание задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика. В месте нахождения организации списание долгов налогоплательщика осуществляется также на основании Положения о порядке и условиях признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по региональным налогам, а также задолженности по пеням и штрафам, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2007г. № 245-п и Положения о порядке и условиях признания безнадежной и списания невозможной к взысканию недоимки по налогам и сборам (а также пени), утвержденного решением Чусовской городской думы 01.11.2000г. № 220, которыми предусмотрено списание недоимки по региональным и местным налогам и задолженности по пеням в случае ликвидации организации. Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса). Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Таким образом, должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ №100 от 12.02.2001г. признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам в случае: а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника; в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001г. № 100 решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается при наличии следующих документов: а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица; б) копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае признания должника банкротом), заверенная гербовой печатью соответствующего арбитражного суда; в) копия свидетельства о смерти физического лица или копия судебного решения об объявлении физического лица умершим; г) документ, подтверждающий переход наследственного имущества физического лица, умершего или объявленного судом умершим, к государству; д) иные документы, определяемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Из системного толкования данных норм следует, что безнадежная задолженность подлежит списанию налоговым органом только при наступлении обстоятельств, четко определенных в Постановлении Правительства РФ № 100 от 12.02.2001г. – ликвидации организации либо завершения конкурсного производства при банкротстве организации. Принятие решения о ликвидации организации и утверждении промежуточного ликвидационного баланса не свидетельствует о завершении процедуры ликвидации, предусмотренной ст. 63 ГК РФ. Иного порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по налогам и сборам в отношении юридических лиц не существует. Как следует из материалов дела, отдел культуры администрации Чусовского муниципального района на момент обращения с заявлением в налоговый орган не ликвидирован и не признан банкротом. К заявителю в рассматриваемом случае правила ст. 59 НК РФ не применимы, следовательно, оснований для списания задолженности у налогового органа не было. Следовательно, у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление организации об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм недоимки и задолженности по пеням, а у суда - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания. Кроме того, лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. При этом суд апелляционной инстанции согласен с доводом заявителя, что сумма недоимки не может быть взыскана с организации ни в бесспорном, ни в судебном порядке при пропуске налоговым органом сроков на ее взыскание, установленных НК РФ, однако, истечение сроков взыскания не является правовым основанием для принятия решения о списании спорной суммы недоимки в порядке ст. 59 НК РФ. При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, а жалоба – удовлетворению. Учитывая, что апелляционная жалоба удовлетворена, определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008г. налоговому органу была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, то в соответствии со ст.110 АПК РФ с Отдела культуры Администрации Чусовского муниципального района Пермского края подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. в доход федерального бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ: Решение арбитражного суда Пермского края от 13.02.2008г. отменить в части. В удовлетворении заявленных требований отказать полностью. Взыскать с Отдела культуры Администрации Чусовского муниципального района Пермского края в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 (Одну тысячу) рублей по апелляционной жалобе. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд Пермского края. Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru. Председательствующий И. В. Борзенкова Судьи Г.Н. Гулякова Н.П. Григорьева Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2008 по делу n А50-825/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|